«Оптимизация» заработной платы: так делать нельзя

19 Января 2017 в 18:31
Начинаем серию публикаций о схемах минимизации расходов на персонал. В части первой расскажем о наиболее криминальных способах "оптимизации".
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Подпишитесь на новости
Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять
самые важные статьи вам на
электронную почту

Когда предприниматели жалуются на «невыносимое налоговое бремя», как вы думаете, на какой именно налог они жалуются? Давайте попробуем угадать.

На налог на прибыль? Это вряд ли – он ведь платится именно «на прибыль», то есть с разницы между доходами и расходами. Что мешает организации сделать эту разницу поменьше? На НДС? Исключено, ибо он тоже платится с разницы – между НДС, исчисленным с выручки, и НДС, уплаченным поставщикам материалов и услуг. На УСН? Это и вовсе смешно – единый налог, уплачиваемый при применении данного налогового режима, не столь уж велик. Транспортный или земельный налоги, наконец, налог на имущество? Чтобы их суммы были существенны, каким же количеством указанных активов (да ещё к тому же и дорогостоящих) должны обладать организации… А если такие организации и существуют, то свободных денежных средств на уплату указанных налогов им всегда хватит (и ещё останется). ЕНВД? Тут даже комментарии излишни.

Итак, перебрав перечисленные в Налоговом кодексе РФ налоги и сборы, методом исключения мы обнаруживаем то самое «страшное налоговое бремя», на которое ворчат предприниматели. Это платежи, которые организация уплачивает за своих сотрудников либо в их интересах, – НДФЛ (стандартная ставка 13%, в некоторых случаях – 30%, согласно статье 224 НК РФ) и страховые взносы в Фонд социального страхования (2,9%), Пенсионный фонд (26%) и Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) (согласно статье 425 НК РФ). И это не считая дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (статья 428 НК РФ) и так называемых «взносов на травматизм» (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). То есть не менее 37% (а то и больше) с начисленной заработной платы придётся уплатить (мы здесь в данном случае говорим о среднестатистической организации, которая не подпадает под льготные тарифы для отдельных категорий организаций, перечисленных в статье 427 НК РФ). Другими словами, начислил фонд оплаты труда за месяц, скажем, 1 млн. руб., и сверх того уплатил ещё 370 тыс. руб. Жалко… Жутко не хочется. А что делать – надо! Как говорится, закон есть закон.

Получается парадокс. Выходит, что препятствием на пути «развития бизнеса» являются сотрудники. Хотят, понимаешь ли, чтобы им платили хорошую (высокую) зарплату, предоставляли отпуск, больничный оплачивали, пенсию формировали… А предпринимателю такие желания… ну, вы поняли. Была б на то воля руководства – рядовых сотрудников бы в организации вообще не было. Но… но и вести бизнес без сотрудников никак нельзя. Значит, нужно думать о том, как сэкономить в данном вопросе.

«Экономить», однако, тоже нужно с умом. И каждая из организаций находит свой выход. И палитра тут весьма разнообразна. Давайте рассмотрим наиболее известные способы «оптимизации расходов на сотрудниках».

Рабство

Некоторые предприниматели чрезвычайно скучают по временам не то Древней Вавилонии, не то Древнего Рима эпохи II-I веков до нашей эры. Как тогда было хорошо, думают они. Тогда трудились рабы. А рабу много не надо – работает только за еду и место для сна. А если умрёт – не страшно, на его место можно другого раба взять. Делов-то…

Сейчас рабство тоже никуда не делось. И оно распространено не только в отдалённых от центра регионах, но даже и в столицах. И чтобы убедиться в этом, совершенно не обязательно смотреть криминальную хронику по телевизору – достаточно просто чуть повнимательнее оглядываться по сторонам.

Плюсы

Никаких зарплат, никаких налогов, никаких страховых сборов. А «затраты на содержание основного стада» вполне можно списать в состав расходов по обычным видам деятельности.

Минусы

Согласно статье 4 ТК РФ принудительный труд в России запрещён. Неубедительно? Хорошо, можно более веские ссылки найти. Как вам статья 127.2 УК РФ «Использование рабского труда»? В зависимости от тяжести содеянного по ней можно схлопотать срок до 15 лет в «местах не столь отдалённых». Заодно и за невыплату зарплаты можно привлечь (статья 145.1 УК РФ – до 5 лет или большой денежный штраф), за неуплату налогов и сборов (статья 199 УК РФ – крупный штраф или срок до 6 лет). Думаете, что таких не ловят? Ловят. И очень легко. Когда надо. А когда не надо… Тогда не ловят. Но рассчитывать на то, что «а вдруг не поймают», глупо. Впрочем, у нас привыкли надеяться на «русский авось».

Действия кадрового работника

Ну, какие тут могут быть действия? Разве что поголовье рабов считать.

Вывод

Годится только для полных беспредельщиков и правовых нигилистов. Для них эта схема удобна. Если же говорить о сотрудниках (в данном случае – рабах), то она выгодна только тем, которые на большее, чем еда и спальное место, не претендуют.

«Чёрная зарплата»

Это, конечно, не людоедская схема «Рабство», но от неё на самом деле не очень далеко ушла. Трудовые договоры с работниками при такой схеме тоже не заключаются. Человек осуществляет определённую деятельность по устному договору, а ему потом платят наличными. Традиционно почему-то считается, что эту схему используют организации, которые применяют труд неквалифицированных работников и мигрантов, например, строительные. Ничего подобного! Такое может случиться даже на навороченном офисе. И даже со специалистами, которые весьма неплохо зарабатывают.

Сразу вопрос – а откуда берутся деньги на выплату «чёрной зарплаты»? Есть два наиболее часто встречающихся варианта формирования финансовой базы для таких выплат:

  • Неучтенная выручка (в основном этим пользуются компании, у которых есть относительно существенный оборот наличности - розничная торговля, перевозки, скупка продукции у населения и т.п.). Поймать на «неучтёнке» организацию довольно трудно, и без специальной наводки здесь не обойтись. Впрочем, возможно, что она может быть раскрыта случайно. Приём этот довольно старый и известный. Известный до такой степени, что ему посвящён не один десяток снятых ещё во времена СССР кинодетективов.

  • Обналичка с использованием фирм-однодневок (в основном этим способом пользуются те, кто не связан с наличностью в процессе ведения бизнеса). При обналичке организации используют так называемые затратные договоры. Деньги по ним переводятся в подставные фирмы, где обналичиваются, и черным налом, то есть не учтёнными по бухгалтерии наличными денежными средствами, возвращаются к заинтересованным лицам (за вычетом процента за обналичку). Однако сегодня налоговые и правоохранительные органы прекрасно знают, как работают такие схемы. Как правило, обналичивающая фирма зарегистрирована по утерянному или похищенному паспорту либо документу умершего, пропавшего без вести или безвестно отсутствующего лица. Или какого-нибудь недалёкого умом человека, которому «за просто так» посулили небольшую сумму, чтобы он числился директором или учредителем.

Плюсы

Отсутствие необходимости платить налоги и сборы.

Минусы

Перспектива привлечения к уголовной ответственности по тем же статьям, что и в случае с «рабством» (кроме, естественно, статьи 127.2).

Лёгкая раскрываемость схемы. По «сигналу» в компанию приезжают «вежливые люди», пересчитывают тех, кто там работает, а потом сравнивают их количество с количеством заключенных трудовых договоров. Налоговые органы, трудовые инспекции и миграционная служба так обычно и делают.

Действия кадрового работника

Можно участвовать в ведении «чёрного учёта», часто заменяемого элегантным эвфемизмом «управленческий учёт». Всё то же самое, что в традиционном кадровом учёте. Кроме одного «но» - вся его информация связана с незаконной деятельностью. Поскольку объём документации при таком раскладе будет преизрядный, без регистров учёта и реальных документов (полностью идентичных официальным, но в «нормальном» учёте не отражённых) тут не обойтись. Зачастую такой учёт ведётся даже с использованием специализированных программ по ведению документооборота в организации (это вам не времена Аль Капоне, когда отчётность по «чёрному бизнесу» записывалась в тетрадках). Кстати, при раскрытии схемы информация из этих программ будет выступать в качестве вещественных доказательств противоправных действий.

Вывод

Эта схема полностью противозаконна, и никакая излишняя налоговая нагрузка не оправдывает её использования. Но она до сих пор используется. Теми, до кого ещё карающий меч правосудия не дотянулся. По разным причинам. Выгодна такая схема организациям, руководство которых ещё не привлекли к ответственности, а также работникам либо находящимся в безвыходном положении, либо по каким-то причинам не желающим платить налоги в любом размере.

Автор: Кирилл Пляс
Оцените, пожалуйста, свои впечатления от статьи
Спасибо за ваше мнение!
Задайте вопрос экспертам
Как разработать Положение о премировании

Закон не требует от работодателей составлять положение о премировании работников. Но лучше оформить такой документ. В статье расскажем, как правильно составить данный локальный нормативный акт, что в нем предусмотреть, а также покажем его образец. 

Документооборот Оплата труда

20 Сентября 2017 в 12:13

Будет ли индексация окладов бюджетников

В настоящее время, в условиях выраженной напряженности в сфере внешнеполитических и внутриэкономических отношений, для граждан чрезвычайно актуален вопрос финансовых перспектив. В статье рассмотрим категорию работников бюджетной сферы и выясним, ожидается ли увеличение окладов бюджетников в 2017 году.

Оплата труда

30 Августа 2017 в 15:41

Как оформить доплату за совмещение должностей на время отпуска

Каждый работник в организации имеет свои обязанности. Если он уходит в отпуск, руководству приходится поручать его работу другому сотруднику, а значит и оплачивать ее. Разберемся, как происходит доплата за совмещение должностей на время отпуска.

Оплата труда Отпуска Совместительство

30 Августа 2017 в 11:44

Как разработать положение об индексации заработной платы

Как известно, кризисная ситуация в экономике заставляет всех нас пересматривать свои стратегии и приспосабливаться к новой реальности. Особую остроту в кризис приобретает проблема индексации зарплаты.

Оплата труда

24 Августа 2017 в 15:24

Как рассчитать аванс по зарплате: разъяснения Минтруда

Чиновники вернулись к теме расчета заработной платы за первую половину месяца. По их мнению, она должна соответствовать отработанному времени, а потому - состоять из реально заработанных сотрудниками сумм. Все стимулирующие и компенсационные надбавки выплачиваются по окончании месяца, считают в Министерстве труда.

Актуально Оплата труда Расчеты с персоналом Бухгалтерия в кадрах

21 Августа 2017 в 16:08

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА