Акт инвентаризации наличных денежных средств
Акт инвентаризации наличных денежных средств — это форма подтверждающего документа, который оформляют для проверки фактического и учетного остатка денег в кассе.
Скачать акт инвентаризации наличных денежных средств (пустой бланк)
Скачать образец заполнения акта инвентаризации наличных денежных средств при недостаче в кассе
Скачать образец, как заполнять акт инвентаризации наличных денежных средств при выявлении излишков
В каких случаях проводится инвентаризация кассы
Проверка денег в организации проходит по решению руководителя. Ее проводят по плану и внезапно. График ревизии утверждает директор фирмы в локальном документе (приказе, учетной политике). Обязательной является годовая ревизия перед сдачей бухгалтерской отчетности. Иные обязательные случаи перечислены в п. 27 Приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Примеры обязательной проверки:
- при смене кассира или иного лица, ответственного за кассу;
- при подозрении, что на вверенном кассиру участке произошло хищение;
- при чрезвычайных ситуациях;
- при реорганизации, ликвидации.
Как заполнять акт инвентаризации при проверке кассы
Заполняется акт инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-15 на компьютере или вручную без исправлений. Если проверка плановая, составляют два экземпляра, при смене кассира — три (один из которых — для бывшего материально ответственного лица).
Перед проведением проверки директор утверждает комиссию, они и будут ответственными за заполнение форм и оформление результатов. Унифицированная форма акта инвентаризации наличных денежных средств содержит следующие основные реквизиты:
- наименование организации и ее реквизиты;
- номер и дата приказа;
- реквизиты самого акта (дата, номер);
- подпись материально ответственного лица, отметка о сдаче всех документов в бухгалтерию;
- поля для подсчета учетных и фактических данных;
- объяснения кассира в случае расхождений;
- подписи членов комиссии.
Комиссия пересчитывает деньги в кассе, заполняет бланк инвентаризации наличных денежных средств в кассе, сравнивает с остатком в кассовой книге. При наличии расхождений требует пояснения кассира. Финальное решение за руководителем компании: удержать ли суммы недостачи из заработной платы кассира или простить невнимательность.
Причины расхождения фактических и учетных данных при проверке:
- кражи и хищения;
- безответственное отношение к вверенному материально ответственному лицу имуществу;
- ошибки в пересчете или выдаче денег подотчетным лицам;
- ошибки при оприходовании денег (например, отнесение не на тот счет учета) и т. д.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составить инвентаризационный акт. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как выглядит документ
Ниже пример заполнения акта инвентаризации наличных денежных средств в организации: комиссия при ревизии выявила недостачу в размере 10 000 рублей.


В бюджетных учреждениях для оформления результатов применяется унифицированная форма 0504088 «Инвентаризационная опись наличных денежных средств». Смысловая нагрузка форм одинаковая. Основная разница в том, что в бюджетном учете решение по итогам проверки принимает комиссия, а в ИНВ-15 последнее слово за руководителем фирмы.


Проводки по отражению недостачи в кассе
Типовой проводкой отражения недостачи денег в кассе является Дт 94 Кт 50.
Если на кассира возложена материальная ответственность, спишите сумму недостачи с работника проводкой Дт 73 Кт 94.
Удерживаем сумму из заработной платы кассира: Дт 70 К 73.
Если нет возможности взыскать с материально ответственного лица, причины недостачи так и не выявлены, то списываем за счет финансовых результатов предприятия: Дт 91.02 Кт 94.