Как накопил и на что потратил
По требованиям закона о легализации доходов и противодействию финансирования терроризма (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ) банкиры обязаны контролировать любые операции, совершаемые на сумму более 600 000 рублей. Речь идет об операциях и по счетам, и по вкладам. Если операции покажутся банкирам подозрительными, они могут запретить доступ к финансовым средствам, пока не выяснят все, что им надо. И это будет в рамках закона.
Какую именно информацию они могут получить от клиентов? Любую. Но особенно сотрудников служб безопасности интересует:
- откуда деньги, как ты их накопил или получил;
- зачем ты их снимаешь, как собираешься распорядиться;
- почему решил закрыть вклад или счет;
- для чего перевел деньги другому человеку, организации.
В большинстве случаев устных объяснений недостаточно, в банке требуют не только письменные разъяснения, но и бумажные доказательства типа договора купли-продажи, завещания, контрактов на выполнение какой-либо работы. И если таких подтверждающих документов нет, не исключено, что придется даже судиться, чтобы вернуть свои кровно заработанные деньги.
В то время как банки придумали новую причину для блокировки счетов и теперь причиняют немало неудобств россиянам, в Росфинмониторинге и ЦБ не видят никаких проблем. Если гражданин честно заработал деньги, ему не составит труда это подтвердить, считают чиновники. А если речь идет о самозанятом россиянине, который получает и копит деньги, предварительно не уплатив налоги и сборы, то сам виноват и должен отвечать за это.
Как избежать блокировки
Несмотря на то, что в законе прописана сумма в 600 000 рублей, банк может отреагировать на любую операцию, которая, по мнению службы безопасности, выглядит подозрительно. И сумма особо не повлияет: это может быть и тысяча рублей, и 10 000. Кроме того, если банки нашли новую причину для блокировки счетов один раз, то смогут это сделать еще неоднократно, и надо понимать, что сделать, чтобы избежать приостановления операций.
Существуют несколько критических правил, которые помогут не вызвать подозрения у банкиров. По рекомендациям представителей банковской сферы, желательно:
- не снимать крупную сумму наличными в тот же день, в который вы ее получили;
- не переводить деньги сомнительным физическим или юридическим лицам;
- указывать все имеющиеся сведения о получателе денежных средств, в том числе назначение платежа.
Что делать, если счет все-таки заблокировали
Если вы не можете пользоваться своими деньгами ни через онлайн-банк, ни с помощью банкоматов, надо позвонить в свой банк по горячей круглосуточной линии и объяснить ситуацию. Служба безопасности изучит произошедшее, и если ничего подозрительного не увидит, то в течение 48 часов вернет доступ к деньгам.
Некоторые кредитные организации не сразу блокируют счета, а сначала направляют клиентам запросы с требованием предоставить документы, которые бы подтвердили правомерность распоряжения деньгами. Операции запрещают, только если нет разъяснений, хотя переводы на уплату налогов и обязательных сборов в отделениях банка все-таки сделать можно. Поэтому прежде чем звонить и ругаться, внимательно посмотрите, какие сообщения есть от вашего кредитного учреждения. Только если никаких писем нет, тогда стоит обращаться лично к дежурным менеджерам.
Если даже после дачи письменных объяснений и отправки документов никаких решений не вынесено (на это уходит около недели), и деньги по-прежнему подконтрольны только банку, можно написать жалобу в Центробанк или финансовому омбудсмену. Реакция на ваше письмо должна поступить в течение 30 дней. Есть также возможность обратиться в суд, но сначала стоит попробовать урегулировать ситуацию в досудебном порядке.