Скачать единый план счетов для бюджетного учреждения в 2022 году по инструкции № 157н
Скачать план счетов для бюджетных организаций по инструкции № 174н
Основные правила ведения бухучета в бюджетных организациях
Бюджетники — это организации госсектора: государственные и муниципальные учреждения, органы власти, внебюджетные фонды. А государственные и муниципальные учреждения подразделяют на автономные, бюджетные и казенные (п. 2 ст. 9.1 7-ФЗ от 12.01.1996). Бухучет таких субъектов ведется в рамках государственной учетной политики. Все действия подчинены строгому порядку и подведомственной иерархии.
Регламентирует бюджетный бухучет инструкция, утвержденная приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. В инструкции № 157н приведены правила бухучета, на которых базируется формирование учетной политики для всех организаций государственного сектора и органов государственной власти. Кроме того, инструкция № 157н закрепляет единый план счетов (единый ПСБУ).
Основные правила бухгалтерского учета таковы:
- ответственность за ведение бухучета несет руководитель;
- учреждение разрабатывает учетную политику самостоятельно, но на основании регламентирующего норматива;
- события финансово-хозяйственной деятельности регистрируют в первичных документах и отражают в бухучете;
- активы надлежит периодически пересчитывать;
- учет ведется в рублях;
- в бухгалтерских регистрах отражается только достоверная информация;
- в учреждении функционирует система внутреннего контроля.
Единый ПСБУ
Единый ПСБУ — основа бухгалтерского учета для бюджетных организаций. В инструкции № 157н указано, какой план счетов применим в государственных учреждениях: для каждого типа госорганизации действует отдельная инструкция:
- для автономных — инструкция № 183н (приказ Минфина № 183н от 23.12.2010);
- для бюджетных — инструкция № 174н (приказ Минфина № 174н от 16.12.2010);
- для казенных — инструкция № 162н (приказ Минфина № 162н от 06.12.2010).
Единый план счетов бюджетного учета состоит из систематизированных разделов. Всего их пять:
- Нефинансовые активы — основные средства, нематериальные и непроизводственные активы, материалы, товары и готовая продукция, амортизация, наценка, вложения в НФА, НФА в пути, НФА имущества казны, расходы.
- Финансовые активы — денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность, вложения в финансовые активы.
- Обязательства — кредиторская задолженность, расчеты по принятым обязательствам, по платежам в бюджет.
- Финансовый результат — финансовый результат экономического субъекта, расчеты по кассовым операциям.
- Санкционирование расходов — лимиты бюджетных обязательств, обязательства и ассигнования, сметные назначения, права на принятые обязательства, утвержденный объем финансового обеспечения, полученное финансовое обеспечение.
В едином плане СБУ приведены и забалансовые регистры. Их нумерация состоит из двух цифр и отражает различные операции, не учитываемые по балансу. На забалансе фиксируют:
- имущество, полученное в пользование, и матценности на хранении;
- бланки строгой отчетности, награды, призы и кубки, неоплаченные путевки;
- государственные и муниципальные гарантии;
- основные средства в эксплуатации;
- периодические издания для пользования и другие.
Регистры единого ПСБУ строятся следующим образом:
Наименование балансового счета | Синтетический счет объекта учета | Наименование группы | Наименование вида | ||
коды счета | |||||
синтетический | аналитический | ||||
группа | вид | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Нефинансовые активы | |||||
Нефинансовые активы | 100 | 0 | 0 | ||
Основные средства | 101 | 0 | 0 | ||
101 | 1 | 0 |
Основные средства — недвижимое имущество учреждения |
||
101 | 2 | 0 |
Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения |
||
101 | 3 | 0 |
Основные средства — иное движимое имущество учреждения |
||
101 | 9 | 0 |
Основные средства — имущество в концессии |
||
101 | 0 | 1 |
Жилые помещения |
||
101 | 0 | 2 |
Нежилые помещения (здания и сооружения) |
||
101 | 0 | 3 |
Инвестиционная недвижимость |
||
101 | 0 | 4 |
Машины и оборудование |
||
101 | 0 | 5 |
Транспортные средства |
||
101 | 0 | 6 |
Инвентарь производственный и хозяйственный |
||
101 | 0 | 7 |
Биологические ресурсы |
||
101 | 0 | 8 |
Прочие основные средства |
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как казенному учреждению и органам власти вести бюджетный учет санкционирования расходов бюджета (счет 0 500 00 000. Используйте эти инструкции бесплатно.
Рабочий план счетов бюджетного учреждения
Рабочий план счетов для государственных учреждений формируется на основании единого ПСБУ с учетом действующих инструкций. Базовые документы для бюджетных организаций — инструкции из приказов Минфина № 157 и № 174н.
В рабочий план включаются только те счета, которыми фактически пользуются в учреждении. Кроме того, разрешено использовать дополнительные аналитические регистры с целью детализации бухучета и усиления внутреннего контроля.
Счет бухучета у бюджетников состоит из 26 цифр. Разряды таковы:
- 1-17 — аналитический классификационный код;
- 18-26 — код счета бухучета, который состоит из кодировки вида финансового обеспечения (18), объекта учета (19-21), группы (22), вида (23), аналитики по КОСГУ (24-26).
Для 1-17 разряда используют коды бюджетной классификации. Порядок работы с КБК утвержден в приказе Минфина № 85н от 06.06.2019. А правила применения классификации операций сектора государственного управления КОСГУ определены в приказе Минфина № 209н от 29.11.2017.
Вот так выглядит ПС для бюджетников по инструкции № 157н в 2022 году.
