Нормативная база, или Где узнать, чем должен заниматься главбух
Большинство подсознательно понимает, какие обязанности у главного бухгалтера любой организации. Но когда дело доходит до документального оформления, многие работодатели не знают, с чего начать. А начать надо с Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, где детально прописаны обязанности главного бухгалтера на предприятии.
Еще один хороший источник информации при составлении должностной инструкции для такого работника — Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н, которым утвержден профессиональный стандарт. Этот стандарт можно использовать в качестве основы для создания ЛНА для работника. Например, при создании компании обязанности главбуха взял на себя руководитель. В последующем был принят сотрудник на первичку. Через какое-то время руководитель передал свой функционал по бухгалтерии этому сотруднику, но формально главбухом остался он. Получился бухгалтер с обязанностями главного бухгалтера, но с прежней должностной инструкцией. Теперь, чтобы добавить необходимые права и ответственность в ЛНА работника, директору не надо выдумывать формулировки, достаточно будет заглянуть в стандарт. Его же можно применять при отборе кандидатов, поскольку в стандарте перечислены и требования к кандидатам (опыт работы, уровень образования), и трудовые функции к разным должностям.
Как написать должностную инструкцию
Очевидно, что в этом документе должны быть прописаны конкретные обязанности главного бухгалтера на производственном предприятии, в торговом центре, сервисной компании. Но этого мало: у инструкции есть стандартная структура, которой следует придерживаться. Документ должен состоять из следующих разделов:
- общие положения. Здесь указывают требования к кандидату: опыт работы, образование, квалификация (при необходимости), минимальный объем знаний;
- функции сотрудника. Если речь идет о главбухе, то среди его задач — подготовка отчетности для контролирующих органов и органов управления компанией, контроль за ведением бухучета и оформлением первичной документации, управление денежными потоками и проведение финансового анализа;
- обязанности. Это достаточно обширный раздел, но если перечислять, что входит в обязанности главного бухгалтера кратко, получится такой список:

- после того, как перечислили обязанности главного бухгалтера в ООО, нужно вписать, какие права есть у работника:
- подписывать определенные документы;
- вести переписку по каким-то вопросам;
- предлагать кадровые перестановки и поднимать вопрос о премировании (депремировании) сотрудников;
- вносить на рассмотрение руководства идеи по улучшению работы бухгалтерии или компании в целом;
- следующий раздел — ответственность работника, если он не исполняет обязанности главбуха. В пределах трудового законодательства речь идет о надлежащем исполнении трудовых функций и соблюдении трудового распорядка. Если говорить о материальной ответственности, то такой сотрудник — материально ответственное лицо. С ним дополнительно заключается договор, и он отвечает за нанесенный ущерб в полной мере. Как и остальные, главбух несет ответственность за нарушения, караемые в соответствии с КоАП РФ, УК РФ, ГК РФ;
- заключительные положения — последняя часть должностной инструкции, где прописывают необходимость и правила ознакомления сотрудника с документом. Учтите, если не знает главный бухгалтер обязанности и ответственность, которую на него возложил работодатель, он сможет уйти от наказания за несоблюдение трудовых функций. Поэтому обязательно надо знакомить сотрудника с этим ЛНА под подпись.
Чтобы облегчить процесс написания должностной инструкции для главбуха, предлагаем пример такого документа.
Скачать образец должностной инструкции главного бухгалтера

Помните: работодатель вправе дополнять права и обязанности главного бухгалтера организации с учетом специфики своего производства.
Как утвердить и где хранить
Должностная инструкция любого работника вводится по приказу руководителя. Если нужны изменения, они тоже вносятся по распоряжению начальника.
Что касается хранения, то такие документы рекомендуется иметь в нескольких экземплярах. Хранить их можно по одной копии в отделе кадров, в том подразделении, где трудятся лица, на которых они рассчитаны, в сейфе с основными распорядительными документами.