Что случилось
Министерство транспорта приказом от 03.05.2018 № 170 внесло изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. По новым нормам, которые вступили в силу 5 июня, данное положение не распространяется на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей. Значит, на них будут распространяться общие требования трудового законодательства, в том числе возможность устанавливать ненормированный рабочий день.
В то же время водителям, осуществляющим перевозки для вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, позволили устанавливать 12-часовую рабочую смену с условием, что управлять машиной работник будет не более 9 часов.
Одновременно уточняется, что водителям, осуществляющим междугородние перевозки, можно увеличить продолжительность рабочей смены до 12 часов при условии, что соблюдаются пункты 16 и 17 данного положения. Пункт 16, в частности, требует, чтобы время управления автомобилем в течение дня не превышало 9 часов, а если перевозятся тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы — не превышало 8 часов.
Что касается пункта 17, регламентирующего ведение суммированного учета рабочего времени, то в него добавляется важный момент: суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов. В предыдущей редакции Положения была указана суммарная продолжительность управления транспортом только за две недели. Пользуясь случаем, чиновники также уточнили, что неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья.
Еще одна формулировка, которая претерпела изменения, относится к пункту 19 Положения. Ранее было сказано, что после первых 4 часов непрерывного управления автомобилем водителю, занятому на междугородных перевозках, предоставляется перерыв продолжительностью не менее 15 минут. В Минтрансе решили, что ответственность надо переложить на работника и переписали этот пункт следующим образом:
«Не позже чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут».
Что делать работодателям
Поскольку большинство норм сохраняется, обратите внимание только на тех работников-водителей, для кого введен суммированный учет рабочего времени. С 5 июня им будет позволено управлять автомобилем в течение одной недели не более 56 часов. Также проследите, чтобы у водителей продолжительность управления авто в день не превышала 9 часов. Напомним, что для учета фактически отработанного времени предусмотрено использование тахографов. Но правильную эксплуатацию этих устройств обеспечивают водители.
Работникам следует объяснить, что они лично отвечают за отказ воспользоваться своим правом на отдых. А согласно п. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, за нарушение режима труда и отдыха их могут оштрафовать на 1000–3000 рублей. Соответствующее уведомление может выглядеть так:

Редакция ClubTK, в свою очередь, напоминает, что правительство собирается переписать статью 11.23 КоАП РФ таким образом, чтобы за несоблюдение режима труда и отдыха можно было наказывать не только водителей, но и их работодателей.
Подробнее: должностные лица заплатят за охрану труда водителей