Для кого установлены особые правила
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха для водителей автотранспортных средств утверждены приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Срок действия документа, где прописана максимальная продолжительность рабочего дня водителя, — с 01.01.2021 по 01.01.2027. Но он не распространяется на:
- международных перевозчиков;
- сотрудников, осуществляющих разгрузочно-погрузочные работы исключительно на территории предприятия;
- лиц, которые управляют служебными легковыми автомобилями органов государственной и региональной власти, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- работников пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, военнослужащих.
Это означает, что во всех перечисленных случаях календарь нормы рабочего времени водителей в 2022 году устанавливается с учетом общих требований трудового законодательства, в том числе работодатели вправе вводить для них ненормированный рабочий день (не для всех категорий водителей, см. пункт 8 особенностей режима водителей).
При планировании не забудьте еще, что работа водителем в ночное время (с 22:00 до 06:00) и накануне нерабочих праздничных дней сокращается на 1 час.
Сколько разрешено работать
Приказом Минтранса предусмотрено, что нормальное время работы водителя по закону — 40 ч в неделю. Если у работодателя нет возможности соблюдать ежедневную или еженедельную норму, допускается вести суммированный учет рабочего времени, установив учетный период на 1 месяц, а по согласованию с профсоюзом или иным представительным органом работников — на 3 месяца. В этом случае рабочее время водителя за смену разрешено увеличить до 10 ч.
Есть некоторые категории работников, которых допустимо привлечь к работе на более длительный срок. Так, Минтранс позволил утвердить график работы водителей по 12 часов в следующих ситуациях:
- перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных и аварийных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи;
- перевозки руководителей организаций на служебных легковых автомобилях;
- управление инкассаторскими автомобилями;
- легковые такси;
- работа вахтовым методом;
- регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.
Чиновники требуют, чтобы норма часов для водителей в месяц рассчитывалась с учетом недельной нагрузки. Так, в течение одной календарной недели работник допускается к управлению транспортом не более 56 часов, а в течение любых двух последовательных календарных недель — не более 90 часов.
Сколько времени предоставить для отдыха
Сидеть за рулем на протяжении всех 8 или 10 часов работнику недопустимо. Спустя 4,5 часа нахождения в пути ему следует сделать перерыв на 45 минут. Перерыв допустимо делить на части таким образом, чтобы первая составляла 15 минут, а последняя — 30 минут. Работникам в пригородном и городском транспорте разрешено делать перерывы по 10 минут.
Если говорить про еженедельные перерывы, то в производственный календарь для водителя следует включить выходные минимум 45 часов через каждые 6 смен. Если есть производственная необходимость, работодатель вправе сократить отдых до 24 часов, но не чаще чем раз в 2 недели. Неиспользованное время работнику следует предоставить в течение следующих 3 недель в дополнение к ежедневному или еженедельному перерыву.
При суммированном учете ежедневно сотруднику предоставляют не менее 11 ч отдыха. Закон позволяет сократить это время до 9 ч, но не чаще 3 раз между еженедельными перерывами. Если работник согласен, есть возможность разделять ежедневный отдых на части, но сначала ему положено не менее 3 ч отдыха, а последняя часть перерыва не должна быть меньше 9 ч.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие существуют особенности работы водителей служебных легковых автомобилей. Используйте эти инструкции бесплатно.
Ответственность за несоблюдение графика труда и отдыха
Для учета фактически отработанного времени предусмотрено использование тахографов. Но правильную эксплуатацию этих устройств обеспечивают водители.
Работникам следует объяснить, что они лично отвечают за отказ воспользоваться правом на отдых. А согласно п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ, за нарушение режима труда и отдыха их вправе оштрафовать на 1500-2000 рублей. Оформить соответствующее уведомление допустимо, например, так:

Напомним, по ч.3 статьи 11.23 КоАП РФ, за несоблюдение режима труда и отдыха наказывают не только водителей, но и их работодателей, если докажут, что норма часов водителя автобуса или иного транспортного средства не соблюдена по вине руководства. Должностным лицам грозят санкции в размере до 10 000 руб., ИП придется заплатить до 25 000 руб., а организациям — до 50 000 руб.
Нормативная база
-
Светлана Черных (Кузнецова)
2019-10-09 09:57:16дравствуйте, подскажите насколько правомерно перевод водителей на график работы с 17 до 5 часов. Все смены получаются ночные по 11 часов, баланс месячный по часам будет соблюден.
-
Светлана Черных (Кузнецова)
2019-10-10 05:10:31Водители согласны, есть ли норма ночных часов в месяц для водителей. График получается 11 час. 3 через 3 все смены с 17.00 до 05.00 утра. Можно ссылками на статьи.
-
Никита Костров
2018-10-04 10:13:36Можно до 12 асов, но это при суммированном учете рабочего времени и при соблюдении условий, о которых есть упоминания в тексте
-
Никита Костров
2019-04-10 11:22:33Александр, у Вас есть трудовой договор, там написан режим работы, если Вас привлекают к сверхурочной работе, Вы имеете право отказаться, ничего за это работодатель сделать не должен.
-
Никита Костров
2019-10-09 11:51:35Законно, почему нет то, если производственные потребности такие, другое дело согласятся ли водители
-
Никита Костров
2019-10-10 10:53:48Посмотрите приказ Минтранса от 20.08.2004 № 15
-
Александр Просвирнов
2019-04-10 10:17:08У меня такая ситуация. Работаю пятедневку на грузовике в службе доставки с 8 до 17.но часто стали отправляют в вечерние рейсы после 5 часов, которые могут затянуться до 1-2 ночи. Если отказываюсь от рейса просят писать обьяснительную, грозят штрафом, увольнением. Что в этом случае можно сделать
-
Александр Просвирнов
2019-04-10 10:21:10У меня такая ситуация. Работаю пятидневку на грузовике в службе доставки с 8 до 17.но часто стали отправляют в вечерние рейсы после 5 часов, которые могут затянуться до 1-2 ночи. Если отказываюсь от рейса просят писать объяснительную, грозят штрафом, увольнением. Что в этом случае можно сделать
-
Вера
2018-10-04 09:42:59Непонятно,как так смена не более 9 часов и неделя не более 56 часов, если из расчета пятидневной рабочей недели получается что им можно работать11 ч 20 мин?)