Что делать, если сотрудник не принес справку об инвалидности
Что делать руководителю компании, у которого сотрудник не предоставил справку об инвалидности, но утверждает, что у него есть инвалидность. Возникает ли ответственность организации в такой ситуации? Разбираемся.
Зачем работодателю справка об инвалидности работника
Инвалидом признают лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма и наличием ограничений к жизнедеятельности. Такое нарушение является последствием заболевания или травмы.
Человек признается инвалидом в соответствии с порядком, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588, документальным подтверждением наличия статуса и является справка медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации (ИПРА).

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, работодатель обязан создать инвалиду условия труда, которые соответствуют его программе ИПРА. ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами предусмотрены гарантии и льготы при осуществлении трудовой деятельности для инвалидов по режиму отдыха и условиям труда, в том числе:
- для инвалидов 1 и 2 групп устанавливается длительность времени работы в сокращенном виде — не более 35 часов в неделю с сохранением заработной платы (ст. 92 ТК РФ);
- привлечение к сверхурочным и ночным работам допускается при наличии отсутствия противопоказаний по здоровью и с согласования работника, полученного в письменном виде (ст. 99 ТК РФ);
- предоставляется отпуск без сохранения зарплаты до 60 дн. в год (ст. 128 ТК РФ).
Трудовые гарантии и льготы предоставляются при письменном подтверждении наличия инвалидности, т. е. работник должен принести документ, подтверждающий инвалидность, — справку МСЭ. Ели работник заявил о наличии ограничения к трудовой деятельности, но не принес документ об инвалидности, для работодателя никакие правовые последствия не наступают, он не предоставляет преимущества при работе лицу и не совершает иные действия по организации труда такого работника.
Что делать, если сотрудник не предоставил справку
Если в компании не знали о наличии ограничения в трудовой деятельности у сотрудника, так как работник не предоставил справку об инвалидности работодателю, что необходимо сделать кадровику?
Если при приеме на работу не было известно о наличии ограничений к трудовой деятельности по состоянию здоровья, а впоследствии работник принес справку МСЭ, программу реабилитации, зафиксируйте в журнале входящей корреспонденции дату их поступления в компанию. До момента получения документа у работодателя отсутствует ответственность за невыполнение требований, предъявляемых законодателем к обеспечению условий в рамках трудовых отношений (ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
После получения документов об инвалидности составьте дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий труда на основании программы реабилитации инвалида. При необходимости оформите перевод на другую работу или увольнение в случае:
- несогласия с переходом на иную должность (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);
- невозможности осуществления трудовых функций (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Если у работодателя работает инвалид, дата освидетельствования у которого прошла, и в дальнейшем он не принес справку об инвалидности (о продлении срока), такой сотрудник считается для работодателя как не имеющий ограничений к исполнению рабочих функций. Внесите соответствующие изменения в кадровые документы.
Если есть информация, не подтвержденная документально, что сотрудник является или получил инвалидность, рекомендуется в письменном виде уведомить сотрудника о том, что ему в случае получения статуса инвалида необходимо сообщить об этом в кадровую службу предприятия, в том числе для предоставления гарантий, предусмотренных законом.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали: работник после продолжительной болезни предоставил справку об инвалидности и ИПРА, обязан ли работодатель отстранить его для создания условий труда в соответствии с ИПРА и оплатить время отстранения. Используйте эти инструкции бесплатно.
Последствия непредоставления сведений о наличии инвалидности для работника и работодателя
Поскольку у работодателя нет законных способов, позволяющих требовать справку об инвалидности у сотрудника или соискателя, ответственность за несоблюдения гарантий инвалидов не наступает до момента поступления в компанию документов по инвалиду.
В дальнейшем соблюдение ТК РФ проверяется сотрудниками трудовой инспекции, которые, в случае нарушений, в том числе в рамках рабочих взаимоотношений с лицом, имеющим ограничение к трудовой деятельности, выносят предписание об устранении нарушений. Также возможно наложение штрафа или должностное лицо привлекается к иной ответственности, вплоть до уголовной, — в зависимости от характера правонарушения.
За сокрытие сведений о наличии статуса «инвалид» сотрудник ответственности не несет, поскольку, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, состояние здоровья относится к специальным персональным данным (личной информации). В рамках п. 4 ст. 86 ТК РФ, личную информацию гражданин вправе предоставлять или не предоставлять по своему усмотрению.