Что такое смешанная работа: дистанционная и в офисе
Вариант совмещения офисной и удаленной занятости становится все популярнее у работников: эта занятость позволяет решить семейные вопросы, сэкономить время и деньги на дорогу, но все равно у человека есть возможность встречаться с коллегами, обсудить с ними все рабочие и нерабочие дела. Как правильно оформить смешанную работу: дистанционную и в офисе — расскажем.
Что такое смешанный режим работы
Если раньше человек, работающий на ноутбуке из дома, — это своего рода экзотика, то за годы пандемии и работники, и работодатели ощутили все реальные преимущества дистанционной занятости. Все чаще на сайтах с информацией о вакансиях появляются предложения о комбинированном режиме работы: дистанционно и в офисе, и количество этих предложений постоянно растет. Во многих вакансиях этот режим характеризуется как «гибридный», а в законодательстве этот формат труда описывается как «чередование периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте» (ст. 312.1 ТК РФ).
Какие НПА регулируют гибридный график
Дистанционному режиму труда (куда относится и комбинированный, или смешанный, или гибридный режим) посвящена глава 49.1 ТК РФ. В 2021 году, на основании сложившейся за месяцы пандемии правоприменительной практики, в нее были внесены существенные коррективы. Но не все вопросы урегулированы в ТК РФ, поэтому есть необходимость максимально подробно прописать все нюансы графика подобной работы в конкретной организации в ее колдоговоре, локальных нормативных актах (правилах внутреннего трудового распорядка). Кроме того, в соответствии со статьей 57 ТК РФ, режим труда — это обязательное условие трудового договора. Таким образом, в трудовом договоре или допсоглашении к нему требуется четко прописать, когда и как работает сотрудник.
Соответственно, непосредственно в трудовом договоре для минимизации рисков по вопросам дисциплины труда и в целях обеспечения точного учета рабочего времени следует прописать точный режим смешанного графика работы: дистанционно и в офисе (с указанием дней недели и часов). Еще одна причина для этого — гипотетическое расследование несчастного случая на производстве. С увеличением количества людей, работающих дистанционно, к сожалению, возможен и рост несчастных случаев с «дистанционщиками»: от банального обварил руку, когда пил чай за компьютером, до более серьезных ситуаций — смерть в рабочее время. И здесь при расследовании принципиальным станет момент, что обязан делать работник в «пятницу в 13.00 часов», — это рабочее время, перерыв или это день, когда сотрудник находится в офисе?
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, признается ли командировкой вызов дистанционного работника в офис в день, когда он должен работать дома, если он работает в комбинированном режиме. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как оформить смешанный решим работы
Закон предусматривает два способа установить удаленную работу:
- заключение трудового договора или дополнительного соглашения к нему;
- временный перевод работника на удаленку по инициативе работодателя по правилам, описанным в ст. 312.9 ТК РФ, — в этой ситуации вносить в трудовой договор информацию о дистанционном характере труда не требуется.
Второй случай — это как раз чрезвычайные ситуации, которые мы переживали в 2020 году, когда офисная работа была под запретом (хотя юристы до сих пор спорят, насколько обязательны для выполнения были требования государственных санитарных врачей в регионах).
На практике, безусловно, больше используется первая ситуация: по соглашению между работником и работодателем устанавливается смешанный режим работы: дистанционно и в офисе (он прописывается непосредственно в трудовом договоре или соглашении к нему).
Нюансы смешанного графика
Какие еще есть особенности комбинированного режима? По общему правилу, работодатель обязан обеспечить сотрудника всем необходимым для трудовой деятельности (программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными) либо выплатить дистанционному работнику компенсацию за использование ноутбука, программного обеспечения и прочее (статья 312.6 ТК РФ). При смешанном режиме работы допустимо использование разного оборудования дома и в офисе. Соответственно, в локальных актах и в договоре с работником необходимо предусмотреть этот нюанс (например, дифференцировать суммы компенсации: тем, кто полностью на дистанционке, — оплачивать одну сумму, а у кого смешанный формат — часть этой суммы).
Кроме того, при гибридном режиме (как и для удаленной работы в целом) в колдоговоре или локальных нормативных актах обязательно прописывается формат взаимодействия между работником и работодателем (электронный документооборот, использование тех или иных мессенджеров). Рекомендуется регламентировать вопрос о «скорости» взаимодействия сторон трудового договора. По общему правилу, если работник не взаимодействует с работодателем более двух рабочих дней подряд со дня поступления запроса, то трудовой договор с ним расторгается (статья 312.8 ТК РФ). Иной срок допустимо прописать непосредственно в колдоговоре или локальном нормативном акте организации.