Что такое уведомление о проактивной выплате
Некоторые пособия Социальный фонд России выплачивает без заявления застрахованного лица. Такие выплаты называют проактивными. Разберем, в каких случаях их назначают.
Что такое проактивная выплата
Понятие проактивных выплат введено законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Проактивный режим обозначает назначение и выплату пособий в беззаявительном порядке, без заявления застрахованного лица (ЗЛ). Еще этот НПА внес изменения в ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ, внесение поправок в законодательство было вызвано тем, что больничные листы с 2022 года оформляются только в электронном виде. Порядок назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения в проактивном, беззаявительном, режиме регулируется Постановлением от 23.11.2021 № 2010.
Процесс формирования документации для проактивной выплаты пособия начинается со следующих событий:
- для больничных листов — с момента открытия электронного листа по нетрудоспособности (ЭЛН);
- для пособия по уходу за ребенком — СФР (ранее ФСС) получает уведомление, сообщение от работодателя или страхователя об инициации пособия;
- для пособий по беременности и родам (БИР) — с момента поступления уведомления о больничном листе, имеющем статус «закрыт»;
- для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка — с момента занесения актовой записи в ЗАГСе о рождении ребенка.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что нужно делать работодателю для выплаты пособий, в том числе напрямую из СФР. Используйте эти инструкции бесплатно.
В каких случаях приходит уведомление о проактивной выплате
Уведомление о начале какого-либо из вышеперечисленных событий организация-страхователь получает от СФР через свое рабочее программное обеспечение (ПО). Наиболее часто компании используют для этих целей:
- 1С:ЗУП;
- СБИС;
- КонтурЭкстерн.
Информация о закрытии листа нетрудоспособности приходит страхователю в виде уведомления из СФР. Далее работодатель в течение 3 рабочих дней передает в СФР сведения, запрашиваемые им для назначения и выплаты пособия.
Если сведения от компании-страхователя предоставлены не в полном объеме, то СФР в течение 5 рабочих дней с момента их получения направляет организации запрос о том, что недостающую информацию нужно предоставить. Страхователь обязан их предоставить в течение 5 рабочих дней с момента получения запроса.
Уведомления работодатель получает от Фонда через систему социального электронного документооборота (СЭДО) при каждом изменении статуса ЭЛН (при открытии, продлении, закрытии или аннулировании).
Уведомление содержит следующую информацию:
- Ф.И.О., номер СНИЛС и дату рождения застрахованного лица;
- номер больничного листа и его текущий статус;
- информацию о причине заболевания и периоде болезни;
- дату создания ЭЛН;
- дату выхода на работу или дату продления документа.
Табель учета рабочего времени работника компания-работодатель корректирует, исходя из полученных сведений.
Куда и как приходит уведомление о проактивной выплате
В системе электронного социального документооборота для каждого типа документа есть индивидуальный маршрут отправки и получения, другие способы обмена информацией применять запрещено.
На официальном сайте СФР схематично представлен процесс взаимодействия субъектов для осуществления проактивных выплат.
Пошагово распишем процедуру проактивного взаимодействия:
- Медорганизация открывает листок нетрудоспособности и отправляет уведомление о нем в системе СФР.
- Система определяет компанию-страхователя и отправляет ему уведомление об открытии ЭЛН при любой смене его статуса.
- При закрытии ЭЛН СФР отправляет страхователю запрос о недостающих сведениях.
- Работодатель отвечает на запрос Фонда.
- СФР на основании полученной информации организует назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности.
- Работник получает уведомление о начислениях на Госуслугах или в личном кабинете ЗЛ.
СоЗЛ предоставляются:
- при трудоустройстве ЗЛ;
- во время осуществления им трудовой, служебной и иной деятельности;
- при смене любых реквизитов сведений о застрахованном лице.