Нормативная база
Приказ Минтруда №910н от 01.12.2015 «Об утверждении профессионального стандарта "Официант/бармен"»
Требования к работнику
Профессия официанта относится к типу «Человек — Человек». Она не требует высшего или среднего специального образования, так как относится к категории рабочих профессий. Обычно к работе приступают после окончания:
- специализированных колледжей;
- курсов или профподготовки в учебных центрах и непосредственно у работодателя.
Для работы в сфере услуг, чтобы успешно выполнять должностные обязанности официанта, потребуются:
- хорошие коммуникативные навыки;
- умение действовать в конфликтных ситуациях;
- навыки быстрого счета;
- стрессоустойчивость и выносливость.
Есть ограничения:
- наличие инфекционного заболевания;
- возраст до 18 лет при работе с алкоголем.
Обязанности официанта
Основные требования, должностные обязанности, права и ответственность указываются в договоре и/или должностной инструкции. При определении требуемого образования, перечня, что входит в обязанности официанта в ресторане или кафе, и документировании трудовых отношений рекомендуется использовать профессиональный стандарт 33.013 «Официант/бармен», этот профстандарт утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты №910н от 1 декабря 2015 г.:
- вид профессиональной деятельности — подача блюд и напитков в организациях питания;
- цель — обслуживание клиентов и организация питания.
Требования, описанные в стандарте, можно использовать и в следующих ситуациях:
- для подготовки договора или должностной инструкции;
- при приеме на работу, например для обоснованного отказа по причине отсутствия необходимых деловых качеств;
- для оценки профессионализма во время деятельности.
Для деятельности по обслуживанию посетителей, связанной с подачей блюд и напитков, указаны возможные названия должности, требуемое образование и опыт работы. Дополнительное требование — наличие медкнижки и возраст от 18 лет (при работе с алкоголем).

Раздел «Общие положения» должностной инструкции официанта ведомственной столовой, написанной на основе профстандарта 33.013, выглядит следующим образом.

Перечень того, что входит в обязанности официанта в кафе или в ресторане (столовой), описаны исходя из трех трудовых функций, в нашем случае работающего в бюджетной столовой (или столовой госкорпорации).

Напоминаем, работодатель обязан следовать требованиям профстандартов, если:
- это установлено законом или НПА для определенных специальностей (ст. 195.3 ТК);
- законодательно утверждены права на льготы, компенсации и ограничения для профессии (ст. 57 ТК);
- работодатель является организацией бюджетного типа или это компания с госсобственностью 50% (постановление правительства №584).
Остальные наниматели вправе определить и описать выполняемые обязанности самостоятельно в инструкции. Обычно документ проще и короче, составляется на основе требований ЕТКС и ТК РФ.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, обязательно ли применять профстандарты. Используйте эти инструкции бесплатно.
Права
Один раздел в любой должностной инструкции описывает права работника, он имеет право:
- требовать создания условий для хранения материальных ценностей, обеспечения форменной одеждой и всем необходимым для обслуживания посетителей;
- вносить предложения по улучшению качества обслуживания;
- требовать от посетителя возмещения ущерба, причиненного его неправомерными или хулиганскими действиями;
- принимать самостоятельные решения в спорных ситуациях в пределах своей компетенции.
За что отвечает
Ответственность зависит от того, какие обязанности у официанта в соответствии с ЛНА, и наступает, как правило, за:
- невыполнение и/или несвоевременное, некачественное выполнение своих должностных обязанностей;
- несоблюдение инструкций, приказов и распоряжений;
- нарушение правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.