рубрики

Доверенность: понятие и особенности

14 Августа 2018 в 12:36
Доверенность — это документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для подтверждения полномочий и представительства перед третьими лицами (ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Практически каждому человеку приходилось поручать другому исполнить за него какие-либо действия. Но, в отличие от мелких бытовых поручений, для того чтобы исполнить от лица другого человека юридически значимые действия, необходимо письменное подтверждение полномочий на совершение таких действий.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Форма документа

Полномочия должны быть оформлены в письменном виде.

Различают две формы доверенности:

  • нотариальная (удостоверенная нотариусом);
  • простая письменная (без удостоверения нотариусом).

Нотариально удостоверенная предназначена для совершения сделок, требующих нотариальной формы; для подачи заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также для распоряжения зарегистрированными в государственных реестрах правами.

К ним приравниваются доверенности:

  • военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены администрацией такого учреждения;
  • военнослужащих в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) части, учреждения или заведения;
  • лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;
  • совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, удостоверенные администрацией этой организации или руководителем соответствующего органа социальной защиты.

Стороны в доверенности

Выдача полномочий является односторонней сделкой, для совершения которой необходимо волеизъявление только одной стороны — доверителя. Согласия человека (формально), которому выданы полномочия, для оформления документа не требуется. Поэтому выражение «стороны доверенности» является не совсем юридически корректным, однако это понятие прочно укоренилось в повседневной жизни. Такими сторонами принято считать доверителя (представляемого) и поверенного (представителя, доверенное лицо).

Физические лица вправе делегировать полномочия, если они обладают дееспособностью в полном объеме.

Выдавать полномочия от имени юридического лица вправе только его руководитель или иное лицо, которое вправе действовать от имени организации в соответствии с учредительными документами.

Виды доверенностей

В зависимости от характера и объема представляемых полномочий различают генеральные, специальные и разовые:

  • разовая — дается на совершение какого-либо одного действия. Например, на подписание договора, получение зарплаты, на продажу или покупку машины;
  • специальная — выдается на совершение целого ряда однородных действий в течение достаточно длительного времени. Например, на ведение дел в судах;
  • генеральная — дается для управления и распоряжения имуществом доверителя, совершения сделок с ним (вплоть до залога и продажи). Такой документ выдается, например, руководителем предприятия в случае его длительного отсутствия, когда представитель, действующий на основании доверенности, фактически осуществляет руководство организацией.

Прекращение полномочий

Действие доверенности прекращается вследствие:

  • истечения ее срока;
  • отмены документа выдавшим его лицом;
  • отказа представителя от предоставленных полномочий;
  • смерти гражданина, которым или которому выданы полномочия;
  • в некоторых иных случаях, установленных законом.

Представитель в любое время может отказаться от делегированных полномочий, а выдавший доверенность, может ее отменить.

На что обратить внимание

Срок действия доверенности в настоящее время законом не ограничен. Если срок действия не указан, документ сохраняет силу в течение года со дня его оформления. А вот дату выдачи нужно указать обязательно. Если такая дата не указана, то бумага является ничтожной.

Хотя законом содержание документа прямо не определено, желательно составлять ее таким образом, чтобы в ней были четко отражены полномочия представителя: в каких учреждениях он может представлять доверителя и какие действия совершать там от его имени.

В организациях приказы, распоряжения, указания, доверенности относятся к документам, которые являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета, т. е. первичными организационно-распорядительными документами.

Полномочие на получение заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, а также на получение корреспонденции может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, либо администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Обратите внимание, что заверение такого документа является правом, а не обязанностью работодателя или лечебного учреждения.

Доверенное лицо не вправе совершать сделки в отношении себя лично. То есть если человеку доверили куплю-продажу автомобиля, то даже по генеральной доверенности он не может продать его самому себе.

Образец общей доверенности на представление интересов

Скачать

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Как подключиться к электронному документообороту с ПФР

Заявление о подключении к электронному документообороту с ПФР — это документ, необходимый для заключения соглашения об обмене электронными документами в системе электронного документооборота. Электронный документооборот (ЭДО) является прогрессивной и перспективной системой передачи данных. Возможность и порядок передачи информации в электронной форме решается совместно территориальным органом Пенсионного фонда и страхователем.

Документооборот

03 Марта 2019 в 09:13

Дополняющая СЗВ-М по истечении срока сдачи: будет ли штраф

СЗВ-М — это ежемесячная форма отчетности о работниках. Если выяснится, что страхователь подает неполные сведения или сдает их с опозданием, его могут оштрафовать. Но если ошибка выявлена самим работодателем и подана до окончания срока сдачи дополняющая форма СЗВ-М, будет ли штраф? Разберемся, какие поправки вступили в силу с 01.10.2018, и что говорят на этот счет ПФР и суды.

Актуально Отчетность

21 Февраля 2019 в 09:42

Что такое топливная карта и как ее использовать

Топливная карта — платежное средство, позволяющее безналично оплачивать топливо и иногда другие услуги АЗС. Сегодня они завоевывают все большую популярность, что неудивительно, ведь это простой и удобный способ автоматизировать расчеты. Что такое топливная карта, как пользоваться и в чем преимущества, читайте ниже. 

Документооборот

20 Февраля 2019 в 08:26

Как узнать ОКПО по ИНН

Одним из кодов, присваиваемых организации, является код ОКПО. Его необходимо указывать в первичных документах, в ряде отчетных форм. Рассмотрим в статье, зачем необходим данный идентификатор, кто его присваивает, где его можно узнать, как код ОКПО узнать по ИНН.

Бухгалтерия в кадрах Документооборот Кадровики советуют

19 Февраля 2019 в 17:33

Куда сдавать отчет о среднесписочной численности работников

Ежегодно предприниматели сдают сведения о среднесписочной численности работников. Куда сдавать такие данные и в какие сроки, расскажем в статье.

Отчетность

11 Февраля 2019 в 16:22

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА