Электронные формы бухгалтерского учета
Я много лет проработала главбухом в бюджете. Вся наша работа была строго регламентирована: как муниципальное бюджетное учреждение мы вели учет по инструкции № 157н, отчетность сдавали по приказу Минфина № 33н, а первичные документы заполняли по приказу № 52н. Но сейчас порядок учета для учреждений госсектора активно меняют. Инструкцию № 157н планируют заменить новым стандартом «Единый план счетов бухучета для госфинансов». А бумажную первичку начали менять на электронную уже с 2023 года. И работать с электронными формами бухучета нужно по особым правилам.
Какие существуют электронные формы бухгалтерского учета
Повсеместное введение электродокументооборота (ЭДО) потребовало изменений во всех сферах, в том числе и в госсекторе. В результате бюджетников перевели на электронную первичку.
Переходить на электронную первичку начали еще в 2021 году. Сначала обязали федеральные органы и казенные учреждения, затем — остальных. Большинство бюджетников начало работать с электронными формами с 2023 года.
Цифровые формы первички утвердили Приказом Минфина № 61н от 15.04.2021. И пока не в окончательной редакции: периодически министерство дополняет его новыми электронными формами. К примеру, с 2023 года ввели 8 новых форм, с 2024-го — 6.
Вся актуальная на сегодняшний день электронная первичка закреплена в приложении № 1 к приказу № 61н. Всего там есть 34 формы. Среди них, к примеру, акты о:
- консервации (0510433);
- приеме-передаче объектов, полученных в личное пользование (0510434);
- утилизации матценностей (0510435);
- результатах инвентаризации наличных (0510836);
- приеме-передаче нефинансовых активов (0510448);
- приеме товаров, работ, услуг (0510452) и др.
Есть и электронные ведомости, инвентаризационные описи, требование-накладная и другие документы. А в приложении № 4 к приказу № 61н утвердили электронные регистры бухучета — например, журнал операций по забалансовому счету, ведомость доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами, карточки учета капвложений и прав пользования нефинансовыми активами. Вся унифицированная электронная первичка и регистры бухучета, которые есть в приказе № 61н, обязательны к применению для бюджетного учета (п. 25 СГС «Концептуальные основы»).
Обратите внимание, что некоторые бланки из приказа № 52н похожи по наименованию и назначению на цифровые документы из приказа № 61н. К примеру:
- акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов: ф. 0504101/ф. 0510448;
- инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов: ф. 0504087/ф. 0510466;
- акт о списании матзапасов: ф. 0504230/ф. 0510460;
- ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами: ф. 0504094/ф. 0509095.
В случае совпадения первички и регистров из двух НПА — приоритет за электродокументами из приказа № 61н.
Как заполнять электронные формы бухгалтерского учета
Электронные первичные документы и регистры бухучета регистрируют все финансово-хозяйственные операции учреждения. Есть формы по учету доходов, основных средств и нефинансовых активов, материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности, инвентаризации, расчетам с физлицами и даже забалансовому учету.
Порядок применения и заполнения каждого электродокумента приведен в Методических указаниях — приложении № 5 к приказу № 61н.
По правилам каждую финансово-хозяйственную операцию надо подтверждать первичкой. Электронные учетные документы (сводные электродокументы) и регистры бухучета составляют в цифровом виде и подписывают электронной подписью ответственных лиц. Несмотря на электроформат, это унифицированные бланки: в них надо заполнить все обязательные реквизиты. Добавлять и удалять непредусмотренную информацию, менять саму форму нельзя.
В каждом электронном документе бухучета надо заполнить:
- Заголовочную часть. Здесь надо указать название учреждения и, при необходимости, его структурного подразделения, номер и дату заполнения электродокумента, название главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), наименование и код бюджета.
- Содержательную часть. Здесь отражается суть финансово-хозяйственной операции. Обычно это таблица или текстовая часть, с названием показателей, содержанием факта хозяйственной жизни, и их значение в натуральном или денежном выражении.
- Оформляющая часть. Здесь расписываются все должностные и ответственные за конкретную операцию лица. Кроме того, свои подписи ставят те, кто отвечает за ведение бухучета в госучреждении. «Особые отметки» в оформляющей части заполняют в исключительных случаях. К примеру, когда член комиссии отсутствовал на заседании, в «Отметках» ставится причина отсутствия. Или же когда у члена комиссии есть особое мнение по конкретному вопросу заседания.
Еще одно правило заполнения — оформитель не заполняет поля электронного документа. Они предназначены для бухгалтерских записей или отметок главбуха. А бухгалтерия принимает первичку к учету, только если в ней есть все необходимые подписи и отражены все обязательные реквизиты.
Например, нам надо заполнить электронный акт приемки товаров (ф. 0510452), чтобы рассчитаться с поставщиком и закрыть госконтракт по 44-ФЗ. Эта форма первички обязательна к применению с 1 января 2024 года. Ее используют для оформления приемки поставленных товаров, работ, услуг по договору, информация о котором не размещается в реестре контрактов ЕИС (п. 61.19 Методических указаний № 61н).
Этим же актом заказчик и поставщик оформляют количественные и качественные расхождения, несоответствия ассортимента принимаемых ТМЦ, которые возникли в результате приемки. Им же вы вправе оформить приемку по 223-ФЗ.
В акте по ф. 0510452 надо заполнить:
- название учреждения — получателя товаров, работ, услуг — и его структурного или обособленного подразделения при наличии;
- ГРБС и наименование бюджета;
- название валюты;
- адрес получателя;
- реквизиты платежно-расчетной документации, на основании которой составили акт;
- сведения о заказчике: название, ИНН, адрес, место поставки, основание для приемки (госконтракт и его идентификатор);
- реквизиты приказа о создании приемочной комиссии;
- документальное подтверждение отгрузки;
- сведения о поставщике: полное и сокращенное наименование, адрес, ОГРН, ИНН и КПП, лицевой счет (если есть).
Затем в акте по ф. 0510452 заполняют сведения о транспортировке и приемке груза и информацию о целостности упаковки — если поставляли товар. Дальше приводят сведения о приемке товаров, работ, услуг и о наличии расхождений. Если проводились строительно-монтажные работы, то заполняется отдельный раздел. Заполненный акт ф. 0510452 подписывают председатель и все члены комиссии, ответственный исполнитель и представитель поставщика.
Как подписывать электронные формы бухгалтерского учета
Цифровую первичку и регистры бухучета подписывают усиленной квалифицированной электроподписью (УКЭП) всех ответственных: руководителя, главбуха, бухгалтера, членов комиссии, исполнителей. В некоторых случаях членам комиссии необязательно использовать УКЭП, достаточно простой ЭП.
Например, в акте о консервации основных средств председатель комиссии подписывает УКЭП, члены комиссии — простую ЭП.
Как хранить электронные формы бухгалтерского учета
Цифровую первичку и регистры бухучета хранят в двух экземплярах на двух разных физических носителях. Сохранность данных надо проверять минимум раз в 5 лет.
При повреждении файла цифровые сведения записывают на новый носитель. Перенесенные данные надо сохранить в полном, целостном, достоверном, аутентичном и неизменно цифровом виде. Обязанность ответственного за хранения — исключить утрату, хищение, утерю и незаконную рассылку бухгалтерских данных.
Если у учреждения отсутствует техническая возможность оформлять и хранить электронную первичку и регистры бухучета, то оно вправе использовать бумажные унифицированные формы, пока не восстановит необходимые условия для ЭДО. Но применение бумажных первичных документов и регистров бухгалтерского учета надо закрепить в учетной политике организации.
Электронные формы бухучета: вопросы и ответы
-
Что такое электронная первичка?
Это унифицированные первичные документы и регистры бухгалтерского учета. Минфин разработал цифровую первичку, чтобы перевести госсектор на ЭДО. Формы утверждены Приказом Минфина № 61н от 15.04.2021.
-
Для кого обязательна цифровая первичка?
Для всего госсектора. Это и органы власти, и бюджетные, казенные, автономные учреждения, и другие представители бюджета. Уровень подчинения и сфера деятельности значения не имеют: на ЭДО переводят государственные и муниципальные учреждения, образовательные, медучреждения, спортивные и культурные организации.
-
Какие унифицированные документы применять бюджетникам: бумажные или электронные?
Если у документа есть цифровая унифицированная форма, закрепленная приказом 61н, — она обязательна. Если электронного аналога для первички или регистра бухучета нет, то бухгалтер сможет использовать бумажный бланк. А если аналоги есть и в приказе № 52н (бумага), и в приказе № 61н (цифра), то приоритет отдают электронным документам бухгалтерского учета.