Основные правила
Форма бланка больничного листа утверждена Приказом № 347н от 26.04.2011, а порядок его заполнения разъяснен в Приказе № 624н от 29.06.2011.
В соответствии с Приказом 624н, записи в больничный лист вносятся:
- русскими печатными заглавными буквами;
- гелевой, капиллярной, перьевой ручкой (исключением является шариковая ручка) с черными чернилами.
Все записи нужно вносить аккуратно, начиная с первой ячейки, буквы не должны выходить за пределы ячейки.
Печать работодателя может выходить за границы квадрата, но не должна захватывать информационные поля.
Однако, на основании Письма ФСС РФ от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956, наличие в больничном листе технических недочетов при заполнении — к примеру, таких, как попадание печати на информационное поле, внесение сведений об инициалах врача с пробелами между ними, — не является поводом для выдачи дубликата или отказа в назначении и выплате пособия, если при этом все записи понятны для прочтения.
Вроде бы все просто, но на практике неверные записи могут сделать как медицинское учреждение, которое выдает данный листок нетрудоспособности, так и работодатель при его заполнении.
Как исправить ошибку
Если при оформлении больничного листа ошибку допустило медицинское учреждение, то, в соответствии с пунктом 56 Порядка выдачи, такой листок считается испорченным и взамен него оформляется дубликат.
Если ошибка была сделана работодателем, то исправить ее можно следующим образом (пункт 65 Правил выдачи):
- аккуратно зачеркнуть неверно внесенные данные;
- внести на оборотную сторону бланка листка нетрудоспособности верную запись взамен ошибочной;
- подтвердить записью «исправленному верить», подписью и печатью работодателя.
Нельзя исправлять ошибки с помощью корректора или иного подобного средства.
Также стоит отметить, что в п. 60 Методических указаний (утв. Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81) говорится о том, что не допускается вносить более двух исправлений.
Образец исправления ошибок в больничном листе работодателем
Лицевая сторона:

Оборотная сторона

Нарушение правил
Неверная запись в больничном листе — это простая рабочая ситуация. И самое главное здесь — соблюсти правила ее исправления. Но бывают случаи, когда работник, заполняющий листок, при исправлении собственной ошибки делает исправляющую запись на лицевой стороне листка. Это является нарушением утвержденных правил заполнения больничного листа. Тогда можно сделать следующее: внести на оборотную сторону листа верную и заверить ее записью «Исправленному верить», поставить подпись и печать работодателя.
Более сложная ситуация возникает, когда кадровики или бухгалтеры вносят исправления корректором, что запрещено Приказом № 624н. В результате ФСС может не принять расходы на пособие, и, возможно, без суда здесь не обойтись.
В данном случае можно руководствоваться п. 60–61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей, в которых говорится о том, что Фонд имеет право не принимать к зачету расходы лишь в том случае, когда нарушения правил заполнения больничного ставят под сомнение наступление страхового случая в принципе.
Из чего следует, что если сам факт нетрудоспособности работника и обоснованность выдачи больничного листка не оспариваются, то ФСС обязан зачесть расходы.
К тому же в ходе проверки, в соответствии с п. 61 Методических рекомендаций, работодателю дается возможность исправить или устранить нарушения, в противном случае расходы не будут приняты к зачету.
Как исправить ошибки в электронном больничном
С 01.07.2017 вступил в силу закон, который позволяет медицинским организациям с согласия пациента выдавать листки нетрудоспособности, оформленные в электронном виде. Такие больничные формируются в федеральной государственной информационной системе «Единая интегрированная информационная система "Соцстрах"» Фонда соцстрахования.
Данные, которые вносят медицинские организации при открытии больничного, проверяются автоматически: врач вводит СНИЛС и другие данные пациента, которые должны совпадать, иначе система не сможет начать работать. Что касается ошибок при указании работодателя, то они тоже практически исключены, поскольку все организации-страхователи состоят на учете в ФСС.
Самим работодателям в исходных данных ничего исправлять или менять не нужно. Они рассчитывают сумму пособия, после чего информируют о начисленной сумме Фонд. Если регион участвует в проекте «Прямые выплаты», то через систему «Соцстрах» передается информация о сумме пособия к выплате. Если организация работает по зачетному механизму, то она сама выплачивает работнику пособие в полном объеме, а затем получает возмещение из Фонда.
По идее, если техническая сторона вопроса не подведет, никаких ошибок исправлять в электронном больничном работодателю не придется. Но если проблема все-таки возникнет, решить ее поможет информационный раздел ФСС или обращение через личный кабинет страхователя. Также можно пойти лично в территориальное подразделение ФСС или позвонить по телефонам, имеющимся на официальных сайтах региональных отделений Фонда.