рубрики

Как заполнить форму номенклатуры дел организации

13 Сентября 2017 в 15:42
Каждая компания в процессе своей работы накапливает большое количество различных бумаг. Чтобы их систематизировать, используется специальный документ, который принято называть «номенклатура дел». Образец номенклатуры дел организации 2018 представлен в нашем материале.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Зачем она нужна?

Согласно п.3.4 «Основных Правила работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002), номенклатура дел - это составленный по определенной форме перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве предприятия, с указанием сроков их хранения.

Применяя ее, можно решить несколько важных задач, касаемо текущих бумаг:

  • их классификацию и учет;
  • облегчение поиска;
  • помощь при передаче дел и составлении описей;
  • системную подготовку к отбору для дальнейшего хранения и уничтожения.

Для кого обязательна

Теперь поговорим о том, кто в обязательном порядке должен составлять ее. Прежде всего, это должны делать предприятия, передающие бумаги в госархив (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», вводная часть Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением коллегии Росархива от 06.02.2002):

  • государственные и муниципальные;
  • негосударственные в части документов, отнесенных к госсобственности;
  • негосударственные, если ими заключен договор с госархивом.

Остальным предприятиям это делать не обязательно. Тем не менее, желательно. Она помогает систематизировать делопроизводство, а также обеспечивать сохранность архивных документов. К ним относятся, в частности, документы по личному составу, которые создаются в любой компании.

Виды номенклатуры

Она бывает трех видов:

  • типовая (это нормативный документ, который определяет состав дел, оформляемых в однотипных организациях);
  • примерная (определяет примерный состав дел и их индексов в организациях, на которые она распространяется);
  • индивидуальная (каждая фирма разрабатывает ее самостоятельно, учитывая примерную и типовую номенклатуры).

В компаниях, не имеющих структурных подразделений, составляется одна номенклатура. В ней указываются заголовки всех дел, заво­димых в фирме в течение календарного года. На больших предприятиях составляется для каждого структурного подразделения своя, которые в дальнейшем объединяют­ся.

Порядок формирования и утверждения

Впервые ее нужно разработать в начале деятельности предприятия. В конце каждого года она пересматривается (при необходимости) и применяется в уточненном варианте с начала нового (п. 3.4.6 Основных правил работы архивов).

Разработку обычно поручают подразделению предприятия или кадровику. При необходимости, можно обратиться за помощью к работникам Росархива (п. 3.4.2 Основных правил работы архивов).

Номенклатура базируется на бумагах, характеризующих особенности деятельности и структуры фирмы, предыдущих номенклатурах, а также перечнях типовых документов, образующихся в течении деятельности.

Перечислим основные этапы ее утверждения:

  • разрабатывается подразделением организации;
  • подписывается начальником подразделения,
  • утверждается приказом руководителя предприятия.

Образец приказа об утверждении номенклатуры дел

Скачать

Структура документа

Унифицированная форма номенклатуры дел организации содержится в приложении № 24 Приказа Минкультуры России от 31.03.2015 N 526 (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2015 N 38830).

Согласно «Основным правилам работы архивов организаций», одобренным решением коллегии Росархива от 06.02.2002 г., в номенклатуре следует указать:

  1. Индекс дела.
  2. Наименование дела – это название вносимого дела.
  3. Количество единиц хранения – измеряется в томах, эта графа заполняется после окончания календарного года.
  4. Срок хранения и № статей по перечню – указание на то, сколько времени следует хранить дело, с ссылкой на нормативный акт, которым этот самый срок установлен.
  5. Примечание. Заполняется по мере необходимости.

Определение сроков хранения

Срок хранения — главный критерий для разделения бумаг по делам. В процессе формирования дела сортируются на подлежащие хранению по срокам:

  • временному, до 10 лет;
  • временному, от 10 лет;
  • постоянному.

Сроки хранения определяются по утвержденным перечням:

В случае, если вы не нашли нужную информацию в представленных источниках, фирма может назначить срок хранения сама.

Где хранится

Номенклатуру дел изготавливают в необходимом количестве экземпляров:

  • первый экземпляр помещается в дело и хранится у документоведов;
  • второй – применяют в работе;
  • третий – является учетным документом в архиве предприятия, если он есть;
  • четвертый – после согласования остается в госархиве (в случае необходимости согласования);
  • остальные экземпляры направляются в структурные подразделения.

Образец сводной номенклатуры дел

Скачать

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Как проследить заказное письмо по номеру квитанции

Современные программные достижения позволяют удаленно контролировать перемещения почтовых отправлений. Поэтому в современном мире можно спокойно доверять ценные грузы и документы классической почтовой пересылке.

Кадровики советуют

07 Декабря 2018 в 12:18

Архивное делопроизводство и номенклатура

Архивное делопроизводство — это отдельный и достаточно большой раздел в документообороте любого предприятия. Принципы его ведения изложены в ряде нормативно-правовых документов. Ниже перечислим их и рассмотрим практические аспекты их применения.

Архивное хранение

23 Октября 2018 в 10:57

Оформление текстовых документов: требования ГОСТ 2.105-95

Общие требования к текстовым документам, декларируемые ГОСТ 2.105-95, — это свод правил, призванный стандартизировать форму заполнения бумаг. Разработанный 01.07.1996, межгосударственный стандарт отражает нормы, которым должны быть подчинены структура и состав текстов, сопровождающих изделия строительства, приборостроения и машиностроения.

Делопроизводство

03 Августа 2018 в 16:55

Как навести порядок при обмене документами между подразделениями

Как часто конфликты между различными подразделениями и отдельными работниками случаются из-за утерянных или несвоевременно переданных документов? Возможно ли их избежать, или следует принять как данность и перестать понапрасну тратить нервы и сажать голосовые связки?

Делопроизводство Разбираем на примерах

02 Июля 2018 в 14:24

Зачем нужен учет печатей

Иногда создается впечатление, что все делопроизводство с журналами учета — работа ради работы и перевода бумаги. Всегда ли это мнение верно?

Делопроизводство Разбираем на примерах

30 Марта 2018 в 15:02

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА