42 500 0

Как заполнить форму номенклатуры дел организации

Образцы документов Делопроизводство Архивное хранение

С сентября 2023 года порядок работы с номенклатурой дел изменился. Ее заполняют по новой форме и новым требованиям. Разберемся, для чего этот документ необходим, как его заполнить, и покажем актуальный образец номенклатуры дел на 2024 год со сроками хранения по новым правилам.

Зачем нужна номенклатура дел

Поскольку любая организация в процессе своей работы накапливает большое количество различных бумаг, их требуется систематизировать. Чтобы навести полный порядок, используется специальный документ, который и принято называть номенклатура дел. Это составленный по определенной форме перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве предприятия, с указанием сроков их хранения.

Дело — это отдельный документ или совокупность документации, которая относятся к одному вопросу, помещается под одну обложку и имеет одинаковый срок хранения. А порядок распределения отдельных актов в дела и определяется номенклатурой дел (НД). В делопроизводстве базой для их систематизации является правильная классификация для размещения в соответствующие дела.

Главное предназначение номенклатуры дел — систематизация документооборота. По ней образуют и описи документации для их отправки в архив.

Среди основных задач:

  • классификация и учет;
  • облегчение поиска необходимых бумаг;
  • помощь при передаче дел и составлении описей;
  • системная подготовка рабочих документов к отбору для дальнейшего хранения или уничтожения.
ВАЖНО!
С сентября 2023 для разработки используют новую форму номенклатуры дел и правила, утв. Приказом Росархива № 77 от 31.07.2023. Каждая компания утверждает ее до 1 января на следующий календарный годовой период (п. 11 правил).

Для кого обязательна номенклатура дел

Закон обязывает составлять НД только определенные компании. Прежде всего это предприятия, передающие бумаги в госархив (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»):

  • государственные и муниципальные;
  • негосударственные в части документов, отнесенных к госсобственности;
  • негосударственные, если ими заключен договор с госархивом.

Остальным предприятиям составлять этот перечень не обязательно. Они вправе решать, насколько это необходимо, с учетом объема документооборота, структуры и иных особенностей предприятия. В негосударственных компаниях их составляют в соответствии с внутренними нормативными актами.

Эксперты говорят, что НД желательно составить каждому юридическому лицу. Поскольку она помогает систематизировать делопроизводство и обеспечивать сохранность архивных документов, соблюсти сроки хранения. К ним относится, в частности, документация по личному составу, которая создается в любой компании, и за отсутствие которой предприятие рискует получить штраф по ст. 5.27 КоАП РФ.

Виды номенклатуры дел

Существуют три вида номенклатуры дел (п. 8 правил):

  • типовая (это нормативный документ, который определяет состав дел, оформляемых в однотипных организациях);
  • примерная (определяет примерный состав дел и их индексов в организациях, на которые она распространяется);
  • индивидуальная (каждая фирма разрабатывает ее самостоятельно, учитывая примерную и типовую).

Госорганы и организации, в которых есть подведомственные учреждения, разрабатывают типовую или примерную НД. В компаниях, не имеющих структурных подразделений, составляется один перечень. В нем указываются заголовки всех дел, заводимых в фирме в течение календарного года. На больших предприятиях для каждого структурного подразделения составляется отдельный перечень, в дальнейшем они объединяются.

Порядок формирования и утверждения номенклатуры дел

Впервые ее необходимо разработать в самом начале деятельности организации. Разрешается и в процессе деятельности, но это не совсем удобно: к моменту принятия этого решения накопится значительный объем рабочей документации, который придется разбирать. В конце каждого года ее допустимо, при необходимости, пересматривать. В этом случае вносятся изменения, дополнения или исключения, после чего применяется в уточненном варианте с начала нового периода.

Разработку обычно поручают подразделению документационного обеспечения, канцелярии предприятия или, если предприятие небольшое, кадровику, бухгалтеру или секретарю.

Базируется она на бумагах, характеризующих особенности деятельности и структуры фирмы, предыдущих номенклатурах и перечнях типовых документов, образующихся в течение деятельности фирмы.

При ее разработке необходимо учитывать:

  • документы о создании организации (положение, устав);
  • документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений;
  • штатное расписание;
  • номенклатуру дел предыдущих лет;
  • регистрационную форму организации;
  • типовые и ведомственные перечни документов с указанием сроков хранения.

Есть несколько основных этапов ее утверждения. Первый этап — ее разрабатывают в подразделении организации. Второй — ее подписывает начальник подразделения. Если в отделе есть собственная экспертная комиссия, она согласовывает ее перед подписанием. Третий — утверждают приказом руководителя предприятия. Перед этим ее проверяет экспертная комиссия компании.

Вот пример такого приказа:

Структура номенклатуры дел

Унифицированная сводная форма для организации содержится в приложении № 1 к Приказу Росархива № 77. Она составляется на основании НД структурных подразделений (рекомендуемый образец есть в приложении № 2 к Приказу № 77).

В соответствие с утвержденной формой, в ней содержатся:

  • индекс;
  • наименование;
  • количество единиц хранения — измеряется в томах, эта графа заполняется после окончания календарного года;
  • срок хранения и № статей по перечню — указание на то, сколько времени следует хранить дело, со ссылкой на нормативный акт, которым этот срок установлен;
  • примечание. Заполняется по мере необходимости.
ВАЖНО!
По электронным документам надо отчитаться при помощи итоговой описи электронной документации по форме из приложения № 12 к правилам из Приказа Росархива № 77.

Порядок заполнения номенклатуры дел

Теперь покажем конкретно, как выглядит образец номенклатуры дел в ДОУ на 2024 год по ФГОС, скачать бесплатно образец которой есть возможность ниже.

Начнем с того, что ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Применительно к ДОУ это Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, который раскрывает этот стандарт подробно. Если мы в него заглянем, то увидим четыре раздела, первый из которых — это общие положения. К нашему вопросу он не относится. А вот остальные три есть возможность взять в работу по признаку требования:

  • к структуре образовательной программы;
  • условиям реализации;
  • результатам освоения программы.

То есть наша номенклатура состоит как минимум из трех наименований (на самом деле больше, но об этом позже).

Присвоим каждому делу индекс и наименование.

Индекс дела по номенклатуре дел (образец):

  • 01 — структуры образовательных программ;
  • 02 — ход реализации образовательных программ;
  • 03 — результаты освоения образовательных программ.

Далее, если делаем под конкретное подразделение, то присвоим дальнейший индекс этого подразделения, например, индекс канцелярии — 01. Он встанет перед номером дела, потому что вес индекса подразделения выше (искать проще). В результате получаем:

  • 01-01;
  • 01-02;
  • 01-03.

Теперь при заполнении этих папок конкретными документами мы присвоим им номера через слэш или черту:

  • 01-01/... — начинаем с единицы и до конца года;
  • 01-02/...;
  • 01-03/....

Номенклатуру дел с новыми сроками хранения необходимо утвердить не позднее начала нового календарного года.

Определение сроков хранения номенклатуры дел

Срок хранения — главный критерий для разделения бумаг по делам. В процессе формирования дела сортируются на подлежащие хранению по срокам:

  • временному до 10 лет;
  • временному от 10 лет;
  • постоянному.

В НД обязательно указывают сроки хранения каждого типа документации. Сроки хранения определяются по перечню типовых архивных документов и инструкцией к нему, утв. Приказами Росархива № 236 и № 237 от 20.12.2019, и требованиям иных законодательных актов к этим документам.

Если вы не нашли необходимую информацию в предоставленных источниках, фирма вправе назначить срок хранения самостоятельно.

Что касается бухгалтерских и налоговых документов (номенклатура дел бухгалтерии на 2024 год с новыми сроками хранения), то порядок их хранения, уничтожения и ответственности за нарушения прописан законодательно в Налоговом кодексе, Приказе Росархива № 236, законе от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Хранение документов отдела кадров аналогично регламентировано законодательно в КоАП РФ. В связи с этим номенклатуру дел отдела кадров на 2024 год с новыми сроками хранения составляет специально назначенный сотрудник, затем ее оформляют приказом, который утверждает руководитель организации.

Вот пример, как составить перечень для отдела кадров:

Где хранится номенклатура дел

У каждого экземпляра свое место хранения:

  • первый экземпляр помещается в дело и хранится у документоведов;
  • второй применяют в работе;
  • третий является учетным документом в архиве предприятия, если он есть;
  • четвертый после согласования остается в госархиве (в случае необходимости согласования);
  • остальные экземпляры направляются в структурные подразделения.

Сводная номенклатура дел, образец

Передача документов по номенклатурам дел в архив

Отдельно остановимся на случае, когда документацию необходимо сдавать в архив.

Такие дела готовятся для сдачи в соответствии с требованиями Госархива. Документы до 10 лет хранения допускается хранить как в структурных подразделениях компании, так и в архиве. Если их срок выше, то только в архиве.

ВАЖНО!
Дела постоянного и временного хранения передаются в архив не ранее чем через год и не позже чем через три года после завершения делопроизводства организации.

Этот процесс проходит по графику, утвержденному руководством. Дела принимаются по описям и номенклатурам с приложением регистрационных карточек на документы. Если для текущей работы необходимо оставить какие-то из дел, то архив оформляет выдачу этих дел во временное пользование. Подготовка дел и сдача их в архив включает в себя проведение экспертизы научной и практической ценности документов, оформление дел, составление описей на дела с постоянным и долговременным сроками хранения.

Экспертиза ценности документов по номенклатуре дел

Как правило, информация в большей части документов имеет разовое значение и после использования теряет свою актуальность. А документация, содержащая ценную в научном и практическом отношении информацию, должна храниться постоянно. Для оптимального отбора ценных документов и проводится экспертиза с позиций определения государственного, социально-культурного и иного значения документов с целью отбора их на государственное хранение или для установления сроков их хранения. Комиссия создается приказом руководителя из наиболее квалифицированных специалистов и заведующих канцелярией, ведомственным архивом и главного бухгалтера. Основной задачей экспертной комиссии является рассмотрение проектов классификаторов и номенклатур делопроизводства.

42 500
Комментарии
  • 2024-03-11 07:24:27
    Росархив вправе проверить ведение архивного делопроизводства в организации. И первое, что он попросит, — это номенклатура дел. Если обнаружится нарушение правил, то грозит наказание по ст. 13.20 КоАП РФ — предупреждение или штрафы до 10 000 рублей.
Космынина Юлия
Космынина Юлия
491 Публикаций
2965 Дней на портале
0 Комментариев
Климашевская Алена
Автор месяца Климашевская Алена
Похожие статьи

Приказы по личному составу – это распоряжения о приёме на работу, увольнении, переводе на другую должность (или место), об оформлении отпусков и командировок, выплатах премий, дисциплинарных взысканиях и т.д. Иными словами, все предписания, имеющие прямое отношение к кадровым вопросам.

Читать дальше

Порядок сдачи документации в архив установлен Федеральным законом об архивном деле и подразумевает обязанность организации сохранять документы, особенно кадровые, которые сдали в архив, а также соблюдать сроки их сохранности в зависимости от типа документов. Я расскажу, какую документацию необходимо сдавать в архив, в каком виде и порядке она должна сдаваться, что облегчит вашей организации кадровый учет и сдачу в архив.

Читать дальше

Лист-заверитель (опись) заполняют в делах, передаваемых на хранение в архив. Как выглядит его форма и каково ее заполнение? Рассмотрим в статье рекомендации по составлению и образец оформления.

Читать дальше
Вам может быть интересно

Вопросы кадровому совету

Обсудить в соцсетях

+36804
Анастасия Дружинина
Анастасия Дружинина
Анастасия Дружинина
16.01.2025 в 17:23
Trade anger muscle inform iron couple bundle man.
Мадина Агафонова
Мадина Агафонова
Мадина Агафонова
16.01.2025 в 17:24
Mammal sea media supreme transfer.
Ирина Фомина
Ирина Фомина
Ирина Фомина
16.01.2025 в 17:41
Спасибо попробую
Amina Yudina
Amina Yudina
Amina Yudina
16.01.2025 в 21:34
Breeze total hollow marble final endless toddler robust.
Екатерина Ярошенко
Екатерина Ярошенко
Екатерина Ярошенко
16.01.2025 в 23:29
Подскажите, есть инструкция по заполнению отчета СЗВ стаж в 1 С ЗУП? Организация находится в РКС. Отчет делаю первый раз. Поделитесь, пожалуйста, опытом.
Присоединиться к беседе