Как заполнить форму номенклатуры дел организации
С сентября 2023 года порядок работы с номенклатурой дел изменился. Ее заполняют по новой форме и новым требованиям. Разберемся, для чего этот документ необходим, как его заполнить, и покажем актуальный образец номенклатуры дел на 2024 год со сроками хранения по новым правилам.
Скачать образец номенклатуры дел организации на 2024 год для структурного подразделения
Скачать образец сводной номенклатуры дел
Зачем нужна номенклатура дел
Поскольку любая организация в процессе своей работы накапливает большое количество различных бумаг, их требуется систематизировать. Чтобы навести полный порядок, используется специальный документ, который и принято называть номенклатура дел. Это составленный по определенной форме перечень наименований дел, заводимых в делопроизводстве предприятия, с указанием сроков их хранения.
Дело — это отдельный документ или совокупность документации, которая относятся к одному вопросу, помещается под одну обложку и имеет одинаковый срок хранения. А порядок распределения отдельных актов в дела и определяется номенклатурой дел (НД). В делопроизводстве базой для их систематизации является правильная классификация для размещения в соответствующие дела.
Главное предназначение номенклатуры дел — систематизация документооборота. По ней образуют и описи документации для их отправки в архив.
Среди основных задач:
- классификация и учет;
- облегчение поиска необходимых бумаг;
- помощь при передаче дел и составлении описей;
- системная подготовка рабочих документов к отбору для дальнейшего хранения или уничтожения.
Для кого обязательна номенклатура дел
Закон обязывает составлять НД только определенные компании. Прежде всего это предприятия, передающие бумаги в госархив (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»):
- государственные и муниципальные;
- негосударственные в части документов, отнесенных к госсобственности;
- негосударственные, если ими заключен договор с госархивом.
Остальным предприятиям составлять этот перечень не обязательно. Они вправе решать, насколько это необходимо, с учетом объема документооборота, структуры и иных особенностей предприятия. В негосударственных компаниях их составляют в соответствии с внутренними нормативными актами.
Эксперты говорят, что НД желательно составить каждому юридическому лицу. Поскольку она помогает систематизировать делопроизводство и обеспечивать сохранность архивных документов, соблюсти сроки хранения. К ним относится, в частности, документация по личному составу, которая создается в любой компании, и за отсутствие которой предприятие рискует получить штраф по ст. 5.27 КоАП РФ.
Виды номенклатуры дел
Существуют три вида номенклатуры дел (п. 8 правил):
- типовая (это нормативный документ, который определяет состав дел, оформляемых в однотипных организациях);
- примерная (определяет примерный состав дел и их индексов в организациях, на которые она распространяется);
- индивидуальная (каждая фирма разрабатывает ее самостоятельно, учитывая примерную и типовую).
Госорганы и организации, в которых есть подведомственные учреждения, разрабатывают типовую или примерную НД. В компаниях, не имеющих структурных подразделений, составляется один перечень. В нем указываются заголовки всех дел, заводимых в фирме в течение календарного года. На больших предприятиях для каждого структурного подразделения составляется отдельный перечень, в дальнейшем они объединяются.
Порядок формирования и утверждения номенклатуры дел
Впервые ее необходимо разработать в самом начале деятельности организации. Разрешается и в процессе деятельности, но это не совсем удобно: к моменту принятия этого решения накопится значительный объем рабочей документации, который придется разбирать. В конце каждого года ее допустимо, при необходимости, пересматривать. В этом случае вносятся изменения, дополнения или исключения, после чего применяется в уточненном варианте с начала нового периода.
Разработку обычно поручают подразделению документационного обеспечения, канцелярии предприятия или, если предприятие небольшое, кадровику, бухгалтеру или секретарю.
Базируется она на бумагах, характеризующих особенности деятельности и структуры фирмы, предыдущих номенклатурах и перечнях типовых документов, образующихся в течение деятельности фирмы.
При ее разработке необходимо учитывать:
- документы о создании организации (положение, устав);
- документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений;
- штатное расписание;
- номенклатуру дел предыдущих лет;
- регистрационную форму организации;
- типовые и ведомственные перечни документов с указанием сроков хранения.
Есть несколько основных этапов ее утверждения. Первый этап — ее разрабатывают в подразделении организации. Второй — ее подписывает начальник подразделения. Если в отделе есть собственная экспертная комиссия, она согласовывает ее перед подписанием. Третий — утверждают приказом руководителя предприятия. Перед этим ее проверяет экспертная комиссия компании.
Вот пример такого приказа:
Структура номенклатуры дел
Унифицированная сводная форма для организации содержится в приложении № 1 к Приказу Росархива № 77. Она составляется на основании НД структурных подразделений (рекомендуемый образец есть в приложении № 2 к Приказу № 77).
В соответствие с утвержденной формой, в ней содержатся:
- индекс;
- наименование;
- количество единиц хранения — измеряется в томах, эта графа заполняется после окончания календарного года;
- срок хранения и № статей по перечню — указание на то, сколько времени следует хранить дело, со ссылкой на нормативный акт, которым этот срок установлен;
- примечание. Заполняется по мере необходимости.
Порядок заполнения номенклатуры дел
Теперь покажем конкретно, как выглядит образец номенклатуры дел в ДОУ на 2024 год по ФГОС, скачать бесплатно образец которой есть возможность ниже.
Начнем с того, что ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Применительно к ДОУ это Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, который раскрывает этот стандарт подробно. Если мы в него заглянем, то увидим четыре раздела, первый из которых — это общие положения. К нашему вопросу он не относится. А вот остальные три есть возможность взять в работу по признаку требования:
- к структуре образовательной программы;
- условиям реализации;
- результатам освоения программы.
То есть наша номенклатура состоит как минимум из трех наименований (на самом деле больше, но об этом позже).
Присвоим каждому делу индекс и наименование.
Индекс дела по номенклатуре дел (образец):
- 01 — структуры образовательных программ;
- 02 — ход реализации образовательных программ;
- 03 — результаты освоения образовательных программ.
Далее, если делаем под конкретное подразделение, то присвоим дальнейший индекс этого подразделения, например, индекс канцелярии — 01. Он встанет перед номером дела, потому что вес индекса подразделения выше (искать проще). В результате получаем:
- 01-01;
- 01-02;
- 01-03.
Теперь при заполнении этих папок конкретными документами мы присвоим им номера через слэш или черту:
- 01-01/... — начинаем с единицы и до конца года;
- 01-02/...;
- 01-03/....
Номенклатуру дел с новыми сроками хранения необходимо утвердить не позднее начала нового календарного года.
Определение сроков хранения номенклатуры дел
Срок хранения — главный критерий для разделения бумаг по делам. В процессе формирования дела сортируются на подлежащие хранению по срокам:
- временному до 10 лет;
- временному от 10 лет;
- постоянному.
В НД обязательно указывают сроки хранения каждого типа документации. Сроки хранения определяются по перечню типовых архивных документов и инструкцией к нему, утв. Приказами Росархива № 236 и № 237 от 20.12.2019, и требованиям иных законодательных актов к этим документам.
Если вы не нашли необходимую информацию в предоставленных источниках, фирма вправе назначить срок хранения самостоятельно.
Что касается бухгалтерских и налоговых документов (номенклатура дел бухгалтерии на 2024 год с новыми сроками хранения), то порядок их хранения, уничтожения и ответственности за нарушения прописан законодательно в Налоговом кодексе, Приказе Росархива № 236, законе от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Хранение документов отдела кадров аналогично регламентировано законодательно в КоАП РФ. В связи с этим номенклатуру дел отдела кадров на 2024 год с новыми сроками хранения составляет специально назначенный сотрудник, затем ее оформляют приказом, который утверждает руководитель организации.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие правила предусмотрены для формирования дел и подготовки к передаче на архивное хранение дел, электронных и аудиовизуальных документов. Используйте эти инструкции бесплатно.
Вот пример, как составить перечень для отдела кадров:
Где хранится номенклатура дел
У каждого экземпляра свое место хранения:
- первый экземпляр помещается в дело и хранится у документоведов;
- второй применяют в работе;
- третий является учетным документом в архиве предприятия, если он есть;
- четвертый после согласования остается в госархиве (в случае необходимости согласования);
- остальные экземпляры направляются в структурные подразделения.
Сводная номенклатура дел, образец
Передача документов по номенклатурам дел в архив
Отдельно остановимся на случае, когда документацию необходимо сдавать в архив.
Такие дела готовятся для сдачи в соответствии с требованиями Госархива. Документы до 10 лет хранения допускается хранить как в структурных подразделениях компании, так и в архиве. Если их срок выше, то только в архиве.
Этот процесс проходит по графику, утвержденному руководством. Дела принимаются по описям и номенклатурам с приложением регистрационных карточек на документы. Если для текущей работы необходимо оставить какие-то из дел, то архив оформляет выдачу этих дел во временное пользование. Подготовка дел и сдача их в архив включает в себя проведение экспертизы научной и практической ценности документов, оформление дел, составление описей на дела с постоянным и долговременным сроками хранения.
Экспертиза ценности документов по номенклатуре дел
Как правило, информация в большей части документов имеет разовое значение и после использования теряет свою актуальность. А документация, содержащая ценную в научном и практическом отношении информацию, должна храниться постоянно. Для оптимального отбора ценных документов и проводится экспертиза с позиций определения государственного, социально-культурного и иного значения документов с целью отбора их на государственное хранение или для установления сроков их хранения. Комиссия создается приказом руководителя из наиболее квалифицированных специалистов и заведующих канцелярией, ведомственным архивом и главного бухгалтера. Основной задачей экспертной комиссии является рассмотрение проектов классификаторов и номенклатур делопроизводства.