Нормативная база
Требования к менеджеру по работе с клиентами
Менеджер — это руководитель, управленец. Должностных позиций, названия которых начинаются с этого слова, много. Конкретные обязанности по должности и объем полномочий зависят от организации, ее размеров и задач. Управленец клиентского сервиса может быть простым администратором в торговом зале, продавцом или сотрудником клиентского сервиса и выполнять обязанности менеджера по услугам, отвечать за работу целого отдела. Цель создания управленческой позиции на любом уровне в организации:
- оптимальное использование ресурсов;
- управление людьми;
- реализация проектов.
Независимо от профиля компании и уровня линейного управляющего, есть общие должностные функции. Основными из них в теории и практике считают четыре, образующие управленческий цикл.

Есть ряд вспомогательных должностных функций:
- командообразование;
- обучение и ротация персонала;
- ресурсное обеспечение сотрудников;
- поддержка персонала;
- улучшение качества процессов;
- координация обязанностей отдела по работе с клиентами со смежными подразделениями.
Профессионального стандарта, описывающего должность, не существует. Утвержденных законодательно требований к образованию и к опыту — тоже. Многофункциональность сотрудника определяет перечень необходимых качеств:
- достаточный уровень образования (иногда профессиональное);
- профессиональная (отраслевая) компетентность;
- постоянное повышение квалификации;
- самомотивация и самообразование;
- эмоциональный интеллект;
- коммуникабельность;
- умение быть эффективным в команде;
- владение навыками планирования;
- стрессоустойчивость.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно составлять должностную инструкцию. Используйте эти инструкции бесплатно.
Должностные обязанности
Принято разделять менеджеров на 3 типа, в зависимости от уровня их управления:
- низшего звена;
- среднего звона;
- высшего звена (топ-менеджмент).
На любом из трех уровней ответственности основные задачи и обязанности менеджера по работе с заказчиками (покупателями) следующие:
- поиск новых;
- документационное обеспечение всех стадий взаимодействия;
- контроль за предоставлением качественного сервиса;
- актуализация информационной базы;
- обеспечение долгосрочной лояльности потребителей.
Конкретные должностные функции перечисляются в должностных инструкциях, например, обязанности менеджера по работе с юридическими лицами выглядят следующим образом:

Среднее звено отвечает за функционирование отделов, руководят низшим звеном и занимаются координацией низовых структур организации. В функционал входит среднесрочное планирование, координация тактических и стратегических задач развития. Покажем это на примере старшего менеджера.

В банковской сфере, в зависимости от места, важно хорошо знать специфику продукта: функциональные обязанности менеджера по работе с клиентами банка в кредитном отделе для юрлиц будут отличаться от операций с вкладами граждан.
Права
Любой специалист в рамках своих полномочий наделяется правами для их эффективного исполнения. В ДИ они перечисляются в отдельном разделе.

За что отвечает сотрудник
Ответственность специалиста по работе с клиентами наступает в соответствии с действующим законодательством.

Чем шире функционал специалиста, тем специфичнее ответственность. Например, исполняемые должностные обязанности менеджера по работе с банками в госкорпорации приводят к ограничениям, снижающим коррупционные риски, злоупотребления служебным положением или конфликту интересов.