Скачать образец должностной инструкции системного администратора
Кто такой системный администратор
Системного администратора называют обычно сисадмином или IT-администратором. Это главный специалист в компании, заведующий всем компьютерным парком, включающим в себя технику, сеть и программное обеспечение. Перечень того, что входит в обязанности системного администратора, достаточно обширен: оказывать любую помощь сотрудникам в решении компьютерных проблем, обеспечивать доступ в интернет, устанавливать и обновлять ПО и доступно объяснять, как пользоваться необходимыми для работы программами.
В зависимости от размера компании обязанности сисадмина выполняет либо один человек, либо должность делится на категории, исходя из того, что необходимо администрировать:
- веб-серверы;
- базы данных;
- сети;
- почтовые серверы.
Должностная инструкция системного администратора
Подробно то, что входит в должностные обязанности системного администратора в организации, излагается в его должностной инструкции, которая составляется на основании трудового договора с работником и профстандарта «Системный администратор информационно-коммуникационных систем», утвержденного приказом Минтруда от 5 октября 2015 года № 684н.
Разработанная на предприятии должностная инструкция состоит обычно из пяти разделов:
- Общие положения;
- Функции;
- Обязанности;
- Права;
- Ответственность.

Общие положения
Обычно на должность сисадмина назначаются лица, имеющие неполное или законченное высшее образование, стаж работы не менее одного года, опыт работы в управлении инфосистемами, владеющие английским языком (уровень чтения технической документации). Требуется знание программных задач и самих компьютеров (софт и железо), правил построения сетей, навыки администрирования баз данных. Должностные обязанности системного администратора на предприятии подразумевают наличие определенных знаний и опыта, но при приеме на работу работодатель оценивает и личные качества соискателя:
- ответственность;
- компьютерную и речевую грамотность;
- исполнительность;
- вежливость и умение находить общий язык с пользователями;
- стрессоустойчивость;
- терпение;
- способность к принятию быстрых решений.
Функции
Функциональные обязанности сисадмина определяются профстандартом в главе 2 «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)». Профессиональный стандарт необходим для четкого понимания требований к профессии, чтобы не возникало конфликтных ситуаций по поводу завышенных требований к работнику. Рассмотрим, какие обязанности у системного администратора являются функциональными:
- администрирование структурированной кабельной системы (СКС);
- администрирование прикладного программного обеспечения, сетевой подсистемы, систем управления базами данных, системного программного обеспечения инфокоммуникационной системы организации;
- управление программно-аппаратными средствами информационных служб и развитием инфокоммуникационной системы организации.
Обязанности
Про обязанности системного администратора на примерах из жизни можно сказать следующее:
- админ обязан присутствовать в офисе и иметь ненормированный рабочий день, в связи с тем, что во время работы остальных сотрудников у него не всегда есть возможность ремонта или профилактики оборудования. Для этого, как и для ввода нового оборудования или ПО, необходимо отключать систему и сервера, а в течение рабочего дня это не всегда возможно;
- IT-специалисту придется постоянно находиться на связи и в зоне доступа на случай форс-мажорных обстоятельств, особенно если системный администратор в компании один. Поэтому даже полноценного отпуска часто не получается;
- сотрудники на этой должности вынуждены иногда решать проблемы нелицензионных программ или оборудования. Мелкие и средние компании не хотят покупать дорогие программы, и требуют от сисадмина скачать и установить незаконное ПО. Или призывают собрать компьютер из старых деталей, но ожидают его четкой и устойчивой работы.
Кроме приведенных примеров, есть более позитивный и привычный список обязанностей:
- обеспечивать безотказную работу серверов и локальных сетей;
- регистрировать пользователей сети, поддерживать и консультировать;
- следить за антивирусной защитой;
- устранять ошибки, делать ремонт и профилактику оборудования и ПО;
- предпринимать меры по защите информации от внешнего вторжения;
- регулярно составлять отчеты обо всех аспектах работы;
- постоянно изучать вопросы модернизации оборудования, проводить анализ и подготовку предложений по замене имеющегося на более современное;
- предупреждать и устранять любые аварийные и форс-мажорные обстоятельства, мешающие работе компании.
Права
Сисадмин имеет право:
- быть в курсе всех документов, содержащих его права, обязанности и показатели оценки работы;
- требовать от руководства выполнения всех условий для успешной работы и соблюдения своих прав;
- вносить предложения по улучшению своей работы и требовать по мере необходимости замены старого оборудования или ПО;
- получать все необходимые документы и нужную информацию, необходимую для выполнения служебных обязанностей;
- просить курсы повышения квалификации, переподготовки или другие учебные мероприятия;
- иметь все социальные гарантий, предусмотренные законами РФ.
Ответственность
Каждый работник обязан выполнять свою работу согласно трудовому договору, в соответствии с этим документом сисадмин несет ответственность за:
- причинение вреда и убытков предприятию, порчу имущества;
- невыполнение правил внутреннего трудового распорядка, приказов руководства, нарушение трудовой дисциплины, техники безопасности и противопожарной безопасности;
- решения, превышающие уровень его компетенции и полномочий;
- халатность в выполнении и невыполнение своих обязанностей;
- любые правонарушения во время рабочего процесса.