О квалификационных требованиях к муниципальным служащим
Квалификационные требования к муниципальным должностям — это те минимальные знания, уровень образования, опыт работы, которые необходимы для службы в органах местного самоуправления. Стандарты отличаются исходя из особенностей конкретной должности, но устанавливаются и общие критерии для всех кандидатов.
Чем устанавливаются
По закону квалификационные требования к должностям муниципальной службы распространяются на уровень образования, опыт и стаж работы в местном самоуправлении или по полученной специальности, на направление обучения. В совокупности оценивается, достаточно ли указанных показателей, чтобы претендовать на пост муниципального служащего. Требования к кандидатам специфичны для каждого региона и могут устанавливаться местными НПА, но в основу их ложатся типовые требования, определяемые субъектом России.
Стандарты знаний и навыков работника определяются должностной инструкцией, которая составляется индивидуально для каждого вида профессиональной деятельности служащего. Дополнительно она предусматривает определенную специальность или направление обучения, если это необходимо.
Единый подход
До 2015 г. условия принятия на службу в ОМС для кандидатов отличались в зависимости от региона. В целях установления единого подхода в 2015 г. Минтруд России описал точные квалификационные требования к муниципальным должностям, выпустив Справочник должностей муниципальной службы и Методические рекомендации по установлению и организации оценки на соответствие указанным критериям.
Эти документы рекомендованы для использования в кадровой работе органов местного самоуправления. Предполагается, что благодаря им по России повысят качество отбора кадров для замещения этих вакансий, а повышение профессионализма работников положительно отразится на качестве жизни граждан.
Методические рекомендации Минтруда России устанавливают для служащих типовые и функциональные требования. Первые обязательны для всех, функциональные зависят от вида деятельности. В базовые входит, например, необходимый уровень образования, который устанавливается с учетом 273-ФЗ «Об образовании»:
Должности | Образование |
---|---|
Руководящие | высшее — специалитет, магистратура |
Ведущие | высшее — бакалавр |
Младшие и старшие | среднее профессиональное |
Как применять
В зависимости от группы, к которой причислена та или иная должность — это может быть высшая, главная, ведущая, старшая, младшая группа — справочник устанавливает определенные квалификационные требования для муниципальной службы в России. Учитывается и сфера работы чиновника.
Принимая во внимание уровень и разнообразие решаемых задач, устанавливаются и направления обучения, специальности, требуемый стаж службы в ОМС или работы по специальности, общие и специальные знания, необходимые для занятия вакансии. Общие квалификационные стандарты для поста каждого вида деятельности представлены в таблице.

Лучше понять критерии отбора сотрудников в некоторые службы поможет таблица.
Направление | Требования |
---|---|
Антимонопольная сфера |
Спец.: «Гос. и муниц. управление», «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция». Стаж: в — от 6 лет, г — от 4 лет, вед. — от 2 лет, с и м — без стажа. Знания: НПА о монополиях, о комтайне, о конкуренции, о защите юрлиц и ИП при гос. и муниц. контроле. Умения: нет. |
Бюджетирование |
Спец.: «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Налоги и налогообложение», «Бухучет». Стаж: в — от 6 лет, г — от 4 лет, вед. — от 2 лет, с и м — без стажа. Знания: БК РФ, НК РФ, приказы Минфина, НПА о межбюджетных отношениях. Умения: нет. |
Внутренняя безопасность и правоохранительные органы |
Спец.: «Государственное и муниципальное управление», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Экономическая безопасность», «Пожарная безопасность», «Международные отношения», «Безопасность жизнедеятельности». Стаж: в — от 6 лет, г — от 4 лет, вед. — от 2 лет, с и м — без стажа. Знания: ВК РФ, ГК РФ, ЛК РФ, УК РФ, УПК, КоАП, законы о ЧП и о безопасности, муниципальный НПА о системе оповещения и информирования населения об угрозе и возникновении ЧС. Умения: нет. |
В Методических рекомендациях даны советы по составлению тестовых вопросов для оценки профессиональных знаний претендентов, методика проведения поведенческого интервью.