Нормативная база
Как встать на учет в качестве безработного и получить пособие онлайн: два способа
Разразившаяся в мире пандемия коронавируса в марте 2020 года пришла и в Россию. Ограничительные меры, принудительное приостановление деятельности множества предприятий, колоссальные убытки работодателей, значительные сокращения штатов привели к тому, что множество россиян в апреле-мае 2020 остались без работы и заработка. Для них остро встал вопрос получения официального статуса безработного. Такая мера необходима, чтобы:
- получить содействие от центра занятости в поиске новой работы;
- получить пособие.
Поскольку ситуация с коронавирусом уникальна, правительство РФ приняло ряд постановлений, которыми:
- увеличен размер пособий по безработице — постановление правительства РФ №346 от 27.03.2020;
- облегчается процесс регистрации в центре занятости — постановление правительства РФ №460 от 08.04.2020.
Теперь у граждан есть возможность подать заявление на пособие по безработице в центр занятости онлайн — порядок временный и действует только до конца 2020 года.
Традиционный, офлайн, порядок обращений сохраняется: гражданин вправе подать бумажное обращение или попросить у центра занятости содействия в оформлении электронного варианта.
Подать заявление на выплату пособия по безработице дистанционно можно двумя способами: через официальный интернет-портал государственных услуг или через портал «Работа в России». Перед подачей заявления через сайт госуслуг или портал «Работа в России» гражданину необходимо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации — такая регистрация имеется у всех, кто пользуется сайтом «Госуслуги».
Инструкция, как подать заявление на пособие по безработице онлайн через «Госуслуги»
Шаг 1. Зайти на сайт госуслуг, авторизоваться на нем и на главной странице перейти во вкладку «Услуги».
Шаг 2. Найти раздел «Работа и занятость» и выбрать в нем услугу «Получение пособия по безработице и постановка на учет в центре занятости».
Шаг 3. Ознакомиться со справочной информацией и нажать кнопку «Получить услугу».
Шаг 4. Заполнить предложенную анкету (некоторые поля система заполнит автоматически), прикрепить требуемые документы и нажать кнопку «Подать заявление».
После окончания оформления документы уходят на рассмотрение в центр занятости, редактировать заявление по безработице на «Госуслугах» можно, если оно еще не отправлено и находится в статусе черновика. Если документы уже отправлены, отредактировать поданную информацию пользователь сможет только в том случае, если проверяющие найдут в ней ошибки или неточности и вернут документы на доработку.
«Госуслуги» предоставляют пользователю такую возможность, как отозвать заявление по безработице на «Госуслугах»: для этого необходимо войти в ленту уведомлений в личном кабинете пользователя, найти нужный документ, нажать на три точки рядом с ним и кнопку «Отменить».
Похожий порядок подачи реализован через портал «Работа в России».
Инструкция, как подать заявление о безработице на портале «Работа в России»
Шаг 1. На стартовой странице портала нажать кнопку «Подать заявление».
Шаг 2. Ознакомиться с предложенной информацией и нажать кнопку «Оформить пособие по безработице».
Шаг 3. Нажать кнопку «Войти», система предложит авторизоваться через ЕСИА, а после получения согласия пользователя предоставит анкету, часть которой заполняется автоматически. Пользователю необходимо заполнить свободные поля и нажать кнопку «Отправить заявление».
В личном кабинете на портале пользователь имеет возможность отслеживать статусы заявления на пособие по безработице, а при желании — отозвать его. Отзыв доступен в любой момент, но важно помнить, что восстановить старое обращение невозможно, а подать новое пользователь сможет только спустя неделю после отзыва предыдущего.
Порядок, определяющий, как заново подать заявление по безработице, аналогичен используемому при первичной подаче.
Какие понадобятся документы
Чтобы встать на учет в качестве безработного, гражданину необходимо не только онлайн заполнить заявление по безработице, но и сопроводить его следующими документами:
- фото разворота паспорта с регистрацией;
- документом об образовании;
- фото свидетельства о рождении детей до 18 лет, если таковые имеются;
- цветными фото первой страницы и последней записи в трудовой книжке;
- реквизитами банковского счета, на который заявитель намерен получать пособие.
Сколько ждать выплаты пособия и кому откажут
Нормативный срок рассмотрения заявления на пособие по безработице — 11 дней с момента подачи. В этот период центр занятости делает запросы в Пенсионный фонд РФ, органы внутренних дел и ЗАГСы для прояснения ситуации заявителя. Также в этот период центр занятости принимает меры по содействию заявителю в поиске работы. Для этого ему направляются два сообщения об имеющихся вакансиях, собеседования на которые проводятся дистанционно. В течение трех дней с момента получения уведомлений о вакансиях заявитель обязан пройти собеседования. Если собеседования оказываются успешными, гражданин трудоустраивается и не получает статус безработного. Если собеседования пройти не удается, заявителю присваивается статус безработного и назначается пособие.
Безработными не признаются:
- лица моложе 16 лет;
- пенсионеры;
- заключенные;
- официально трудоустроенные;
- лица, выполняющие оплачиваемую работу или реализующие продукцию по договорам;
- ИП, нотариусы, адвокаты или самозанятые;
- военнослужащие;
- студенты-очники;
- члены крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей;
- учредители и участники коммерческих организаций.