62 013 0

Инструкции по охране труда: правила составления и образцы для скачивания

Охрана труда Делопроизводство Инструкции по охране труда

Не только во время работы, но и на обеденном перерыве некоторым работникам надо соблюдать типовую инструкцию по охране труда (ОТ) или вариант, адаптированный под конкретное производство. Игнорирование правил безопасности чревато неприятностями и для самого работника, и для его руководителя.

Какие инструкции необходимы на предприятии

Инструкция по ОТ (ИОТ) — это внутренний нормативный акт, который определяет правила проведения безопасных работ. Разрабатывается для должностей или профессий, которые указаны в штатном расписании, и для отдельных видов деятельности.

В обязательном порядке работодателю следует разработать инструкции:

  1. Об оказании первой помощи.
  2. По пожарной безопасности.
  3. По каждой должности.
  4. По наиболее травмоопасным направлениям деятельности (при работе с электричеством, на высоте, на транспортных средствах и т. д.).

Обязанность разработки инструкций по охране труда по профессиям и видам работ 2024 года закреплена в статье 212 ТК РФ. Пренебрежительное отношение со стороны работодателя наказывается по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Игнорирование требований безопасности работниками приводит к травмам.

Правила разработки

Разработка нормативной документации по ОТ осуществляется на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций, нормативных документов профильных ведомств, к примеру приказа Минтруда № 782н от 16.11.2020 «Об утверждении правил...». При отсутствии нормативных документов, утверждающих межотраслевые или отраслевые требования к безопасным условиям работы, инструкции разрабатывают на основе требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации, поставляемой с оборудованием.

Если работодатель разрабатывает дополнительные требования к уже установленным на федеральном уровне, то ему следует учитывать Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 772н, который определяет основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по ОТ.

Инструкции подлежат пересмотру в связи с изданием новых нормативных актов.

Например, в 2022 году появились новые документы, касающиеся работы на железной дороге. И если готовить инструкцию по охране труда для электромонтера 2024 по новым правилам, то следует пользоваться распоряжением ОАО «РЖД» от 04.02.2022 № 232/р, где описаны требования к сотрудникам при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в компании. Но для электромонтеров, которые занимаются обслуживанием электрооборудования электростанций, действуют правила по ОТ, одобренные еще 20 лет назад (см. ТИ Р М-062-2002, утв. Минтрудом РФ 02.08.2002, Минэнерго РФ 25.07.2002).

Разрабатывать и проверять актуальность документов по охране труда работодатель вправе самостоятельно. Либо он поручает это специально назначенному сотруднику, как правило, специалисту в данной области, в должностной инструкции которого имеется соответствующая обязанность.

Должность специалиста по ОТ создается в организации, если количество штатных единиц более 50 (статья 217 ТК РФ, Приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 37). Если количество сотрудников меньше, то работодатель не обязан вводить указанную должность. Но это не значит, что у него стало меньше обязанностей по обеспечению безопасных условий работы для своих подчиненных. Вся ответственность лежит на работодателе.

При разработке нормативных актов, регламентирующих безопасный труд сотрудников, целесообразно руководствоваться положениями методических рекомендаций, утвержденных Минтрудом 13.05.2004. Документы по безопасным условиям труда разрабатываются на 5 лет, после чего подлежат пересмотру. Досрочно их необходимо перерабатывать в случае:

  • пересмотра межотраслевых или отраслевых соглашений;
  • изменения условий труда сотрудников;
  • внедрения нового оборудования и технологий;
  • возникновения несчастных случаев;
  • предписаний контролирующих органов.

Если за 5 лет ничего из перечисленного выше не происходило, то действие ИОТ продлевается на следующие 5 лет.

Оформление документов о безопасности работы

Нормативный акт по ОТ содержит разделы с требованиями к безопасности:

  • общий раздел;
  • перед началом работы;
  • во время работы;
  • в аварийных ситуациях;
  • по окончании работы.

При необходимости в него разрешено включать дополнительные разделы.

Перед вами образец титульного листа инструкции по охране труда в том виде, как его рекомендуют оформлять эксперты.

Для вводимых в действие новых мощностей допускается разработка и применение временных нормативных актов для сотрудников, которые должны обеспечивать безопасное ведение производственных процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.

Правила для офисных работников

Нормативные акты по безопасности работ для всех должностей работников и всех видов деятельности на предприятии утверждаются генеральным директором. Если есть профсоюз, то следует сначала согласовать всё с ним. Если специалист по охране труда считает, что некоторые инструкции надо согласовать с каким-либо профильным учреждением, то это необходимо сделать.

Перечень ИОТ

Все разработанные и утвержденные нормативные акты, регламентирующие безопасность работы, подлежат учету и выдаче.

Первый журнал (учета) ведется согласно приложению № 2 к методическим рекомендациям от 13.05.2004, форма его следующая:

Дата Наименование инструкции Дата утверждения Обозначение или номер Плановый срок проверки ФИО и должность работника, осуществляющего учет Подпись работника
1 2 3 4 5 6 7 8

Журналы учета и выдачи ИОТ

С требованиями документов, регламентирующих безопасность проведения работ, сотрудников знакомят под подпись. Это не значит, что каждому работнику необходимо изучить все нормативные документы в данной области. Это значит, что работник знакомится с теми положениями нормативных документов, которые относятся непосредственно к его профессиональной деятельности. Есть документы, с которыми необходимо ознакомить всех работников, — это нормативные акты по оказанию первой помощи и обеспечению пожарной безопасности.

Ознакомление сотрудников с документами по безопасности проведения работ необходимо фиксировать, для этого предусмотрена вторая форма журнала (приложение № 3 к методическим рекомендациям от 13.05.2004):

Дата выдачи Номер инструкции Наименование Количество выданных экземпляров ФИО, профессия, должность получившего Подпись
1 2 3 4 5 6 7

Если возможности позволяют, то сотрудникам желательно выдавать на руки копии нормативных актов, регламентирующих безопасность работы.

Наиболее приемлемым вариантом считается, когда копии этих документов находятся в подразделении в свободном доступе и работники всегда могут подойти и ознакомиться с ними еще раз. Необходимо помнить, что:

  • изучение этих документов для работников обязательно;
  • ознакомление обеспечивается работодателем.

Невыполнение требований нормативных документов работодателя следует рассматривать как нарушение трудовой дисциплины.

ВАЖНО!
Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 773н оговаривает формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда. Документ позволяет работодателям при желании и необходимости дублировать материалы на корпоративных порталах, интернет-ресурсах, в личном кабинете Единой общероссийской справочно-информационной системы по ОТ, в тематических видеороликах. Помимо этого, приказ позволяет знакомить работника с инструкциями по ОТ через информационную систему работодателя с использованием электронной цифровой подписи. Но при условии что работник ранее согласился взаимодействовать с работодателем через электронный документооборот.

Нормативная база

Письмо Минтруда № 15-2/ООГ-2956 от 03.12.2018 «О разработке, утверждении и выдаче инструкций по охране труда для работников»

Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве № 77/10-21205-ОБ/18-1299 от 09.06.2020 «О разработке и утверждении инструкций по охране труда, а также ознакомлении с ними работников»

Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом 13.05.2004)

Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»

Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда»

Приказ Минтруда России от 31.01.2022 № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда»

62 013
Комментарии
  • 2018-10-08 05:42:08
    огромное спасибо вам за вашу работу
  • 2021-02-18 15:39:32
    Инструкция и профилактика производственного травматизма
  • 2023-06-22 07:31:46
    А вы знаете, сколько надо хранить инструкции по охране труда по профессиям и видам работ 2023 года? Эксперты подчеркивают, что в действующем приказе Росархива упоминания конкретно инструкций по ОТ нет. Поэтому предлагают ориентироваться на п. 8 Перечня и хранить такие документы не менее 10 лет после замены новыми. А вы сколько храните старые ИОТ?
Костров Никита
Автор: Эксперт по кадрам Костров Никита

Эксперт по трудовому праву и кадровым вопросам

375 Публикаций
3144 Дней на портале
5 Комментариев
Климашевская Алена
Автор месяца Климашевская Алена
Похожие статьи

Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током — это специальные устройства и приспособления, предназначенные для минимизации вероятного ущерба, который может быть нанесен работнику этим опасным производственным фактором. Поговорим о том, какие они бывают и как осуществляется их проверка.

Читать дальше

Соглашение между странами позволяет не предоставлять этот документ при трудоустройстве

Читать дальше

Карточка спецодежды на предприятии необходима для учета выданной работнику униформы и средств индивидуальной защиты. Порядок заполнения регулирует Минтруд. С 1 сентября 2023 года правила меняются. 

Читать дальше
Вам может быть интересно

Вопросы кадровому совету

Обсудить в соцсетях

+36804
Ирина Фомина
Ирина Фомина
Ирина Фомина
06:06
Под, скажите, принимаем сотрудника, раньше работала в ГКБ делопрризаодителем. Надо уведомлять о приёме ГКБ, прошло менее 2-х лет
Динара Амирова
Динара Амирова
Динара Амирова
06:07
Доброе утро! Нужен совет как правильнее поступить: сокращение работников 27.03,работники в другом городе находятся, трудовые у нас хранятся. Насколько допустимо ознакомление с приказом об увольнении и банком вакансий электронно со скан-копией. И что делать с трудовой книжкой: отправить письмо-уведомление о необходимости забрать или запросить заявление с работников о разрешении об отправке по почте? Как законнее? Работники вроде не скандальные, но хотелось бы минимизировать риски
Ирина Санникова
Ирина Санникова
Ирина Санникова
06:25
ну это же не госслужащий.
Регина Коломицкая
Регина Коломицкая
Регина Коломицкая
07:14
А как отправляли уведомление о сокращении ( за два месяца)? Через Эдо? Так и приказы отправляйте. Если нет курьера ( лучше бы он) берите заявления об отправке через почту с уведомлением и описью
Динара Амирова
Динара Амирова
Динара Амирова
07:21
Уведомления и так и так отправляли, оригиналы потом переподписывали. Курьеров нет, со штатными водителями почту отправляем. Риски какие, если подписи в оригинальном приказе не будет?
Присоединиться к беседе