рубрики

Инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера хозяйства связи ОАО «РЖД»

05 Января 2018 в 18:23
Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для своих работников. При этом, если в организации есть профсоюз, его мнение по этому вопросу также необходимо учитывать. При разработке этих локальных нормативных актов необходимо опираться на положения Методических рекомендаций по разработке инструкций..., утвержденных Минтрудом РФ 13.05.2004, и позицию самого Минтруда, изложенную в письме от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373. Предлагаем вам инструкцию по охране труда электромеханика и электромонтера хозяйства связи ОАО «РЖД», разработанную с учетом требований Минтруда.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Согласовано

Утверждаю

председатель профсоюза работников

генеральный директор

ООО «Пион»

ООО «Пион»

Сидоров П.П.

Воронов А.В.

“__”___________2017 г.

“__”___________2017 г.

Сидоров Сидоров П.П.

Воронов Воронов А.В.

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для электромеханика и электромонтера хозяйства связи ОАО «РЖД»

Инструкция составлена в соответствии с «Инструкцией по охране труда для электромеханика и электромонтера хозяйства связи ОАО “РЖД”» ИОТ РЖД-4100612-ЦСС-099-2016.

Перечень принятых обозначений и сокращений

  • АСУ — антенно-согласующие устройства;
  • АУПС — автоматическая установка пожарной сигнализации;
  • АУПТ — автоматическая установка пожаротушения;
  • ВКС — высоковольтные конденсаторы связи;
  • ВЛ — высоковольтная линия напряжением 6, 10 или 35 кВ;
  • ВЛС — воздушная линия связи;
  • ВОК — волоконно-оптический кабель;
  • ВОЛП ЖТ — волоконно-оптические линии передачи;
  • ВУФ — вводные устройства фидеров;
  • ДГА — дизель-генератор;
  • ДЗ — заграждающие дроссели;
  • ДНЦ — поездной диспетчер;
  • ДПР — высоковольтная линия в системе два провода – рельс напряжением 25 кВ;
  • ДПС — двусторонняя парковая связь;
  • ДСП — дежурный по станции;
  • ЗК-4 — запирающий контур;
  • ЗУ — заземляющее устройство;
  • ЗРУ — закрытое распределительное устройство;
  • ИБП — источник бесперебойного питания;
  • ИСЗ — индивидуальный самостоятельный заземлитель;
  • КРП — контрольно-ремонтные пункты;
  • ЛАЗ — линейно-аппаратный зал;
  • ЛВЖ — легковоспламеняющиеся жидкости;
  • ЛКС — линейно-кабельные сооружения;
  • ЛТ — линейные согласующие трансформаторы;
  • ОРУ — открытое распределительное устройство;
  • ОПН — ограничители перенапряжений;
  • ПП — питающий провод в системе электротяги 2 × 25 кВ;
  • ППР — план производства работ;
  • ПРС — поездная радиосвязь;
  • Р — разрядники;
  • РК — разделительные конденсаторы;
  • СК-6 — согласующий контур;
  • СН — согласованные нагрузки;
  • ССПС — специальный самоходный подвижной состав;
  • УШМ — углошлифовальная машинка;
  • ЦТО — производственный участок мониторинга и диагностики сети связи;
  • ЦТУ — отдел технического управления сети связи;
  • ЦУТСС — центр управления технологической сетью связи;
  • ЩВП — щит выключения питания;
  • ЩВПУ — щит выключения питания с дистанционным управлением;
  • ЩДГА — щит автоматики дизель-генератора;
  • ЭЦ — электрическая централизация.

1. Общие требования охраны труда

1.1. Инструкция по охране труда для электромеханика и электромонтера хозяйства связи ОАО «РЖД» разработана для работников хозяйства связи ОАО «РЖД», работающих по профессиям электромеханика и электромонтера по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи (далее электромонтер), и устанавливает требования охраны труда при проведении технологических операций и работ, связанных с размещением, монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом устройств технологической электросвязи ОАО «РЖД».

Инструкция распространяется также и на работников других профессий и должностей хозяйства связи, выполняющих работы, связанные с размещением, монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом устройств технологической электросвязи ОАО «РЖД».

Электромеханик и электромонтер при производстве отдельных видов работ, не указанных в Инструкции, должны выполнять требования безопасного производства работ, изложенные в инструкциях по охране труда на данные виды работ.

1.2. Знание и выполнение требований Инструкции являются служебной обязанностью работников, выполняющих технологические операции и работы, связанные с размещением, монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом устройств технологической электросвязи ОАО «РЖД», а их нарушение является нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».

1.3. К работе в качестве электромеханика, электромонтера допускаются работники:

  • не моложе 18 лет;
  • прошедшие предварительный (при приеме на работу) и периодический (во время работы) медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к выполнению указанной работы;
  • имеющие профессиональную подготовку, соответствующую характеру работ;
  • прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте;
  • прошедшие обучение, стажировку, дублирование (при необходимости) и проверку знаний по охране труда, по электробезопасности, работам на высоте (при выполнении соответствующих работ) и имеющие соответствующую квалификацию.

1.4. Обучение и проверка знаний должны проводиться в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами Российской Федерации и ОАО «РЖД».

При положительных результатах проверки знаний работникам должны выдаваться соответствующие удостоверения установленного образца.

Электромеханик и электромонтер во время работы должны иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о проверке знаний по охране труда, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, в том числе с указанием права проведения специальных работ, к выполнению которых он допущен по результатам проверки знаний и медицинских заключений, и предупредительный талон по охране труда.

При выполнении работ на высоте у электромехаников и электромонтеров должно постоянно находиться при себе удостоверение о допуске к работам на высоте по форме, определенной «Правилами по охране труда при работе на высоте».

1.5. Работники, не прошедшие проверку знаний в установленные сроки или получившие неудовлетворительную оценку при квалификационной проверке, к самостоятельной работе не допускаются и должны пройти повторную проверку знаний в порядке, установленном нормативными документами Российской Федерации и ОАО «РЖД».

1.6. Электромеханики и электромонтеры должны:

  • выполнять требования инструкции;
  • соблюдать требования охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка, режим труда и отдыха, правила личной гигиены;
  • знать свои должностные обязанности, схемы, основные параметры обслуживаемых устройств электросвязи, технологию выполнения работ, способы и безопасные приемы устранения возможных неисправностей обслуживаемого оборудования;
  • применять безопасные приемы выполнения работ;
  • следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ и выполнять его команды;
  • выполнять только входящую в их обязанности или порученную руководителем работу;
  • приступать к выполнению работы только в спецодежде, спецобуви, средствах защиты, знать и выполнять порядок проверки исправности и правила безопасного использования применяемых при работах инструмента, приборов, приспособлений и средств защиты;
  • содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, средства измерений, материалы, инвентарь, средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • пользоваться исправными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • соблюдать правила нахождения и поведения на железнодорожных путях, знать безопасные маршруты следования по территории предприятия к месту работы, правила, а также планы эвакуации на случай пожара и в аварийной ситуации;
  • уметь действовать в условиях аварийных и чрезвычайных ситуаций;
  • выполнять требования правил и инструкций по пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;
  • не допускать присутствия посторонних лиц на рабочем месте;
  • выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами, составителями поездов, сигналистами, другими работниками;
  • знать и уметь оказывать первую помощь пострадавшим от несчастных случаев;
  • немедленно сообщать непосредственному руководителю и сменному инженеру ЦТО (ЦТУ, ЦУТСС) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • знать и владеть приемами освобождения пострадавшего от действия электрического тока;
  • не курить в местах, не предназначенных для этого;
  • не использовать поврежденные электрические розетки, рубильники и другие электроприборы;
  • не работать с проводами и кабелями, имеющими поврежденную или утратившую защитные свойства изоляцию;
  • не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные и осветительные приборы, не использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
  • не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, электропаяльники и электроаппаратуру, не требующие круглосуточного подключения к электросети;
  • не хранить посторонние предметы в служебных и рабочих помещениях;
  • содержать в чистоте служебные помещения и рабочие места.

При работе с ЛВЖ (бензин, ацетон, спирты и другие растворители) электромеханик и электромонтер должны соблюдать следующие требования безопасности:

  • не применять вблизи ЛВЖ открытый огонь, открытые нагревательные приборы;
  • ветошь, вату или бумагу, смоченные в ЛВЖ, собирать в отдельный металлический ящик с крышкой и выносить в специально отведенное место;
  • хранить ЛВЖ только в специальном шкафу, в металлической таре с плотно закрывающейся крышкой и имеющей четкую надпись, характеризующую название ЛВЖ;
  • количество ЛВЖ в помещении, где проводятся профилактические работы и ремонт приборов, не должно превышать потребности, необходимой в рабочую смену.

1.7. Во время работы на электромеханика, электромонтера могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • физические:
    • движущийся подвижной состав и транспортные средства;
    • подвижные и вращающиеся части оборудования и механизмов;
    • повышенный уровень шума на рабочем месте, повышенный уровень вибрации;
    • повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    • повышенная или пониженная температура: поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента, воздуха рабочей зоны;
    • повышенная загазованность воздуха рабочей зоны;
    • повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
    • повышенная или пониженная влажность воздуха;
    • повышенная или пониженная подвижность воздуха;
    • повышенный уровень статического электричества;
    • повышенная напряженность электрического поля;
    • повышенная напряженность магнитного поля;
    • повышенный уровень электромагнитных излучений очень высоких (ОВЧ) и сверхвысоких (СВЧ) частот;
    • отсутствие или недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны;
    • перемещаемые материалы, сборные конструкции и другие предметы;
    • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования, инструментов и приспособлений;
    • физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
    • расположение рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
    • падающие предметы.
  • химические факторы (растворители, очистители, эпоксидные, полиуретановые композиции свинца, серная кислота, окиси углерода и другие материалы);
  • пожар, взрыв.

1.8. Для защиты от воздействия вредных и опасных факторов необходимо применять средства защиты:

  • для защиты от поражения электрическим током — изолирующие штанги всех видов, изолирующие клещи, указатели напряжения, сигнализаторы наличия напряжения индивидуальные и стационарные, устройства и приспособления для обеспечения безопасности работ при измерениях и испытаниях в электроустановках (указатели напряжения для проверки совпадения фаз, клещи электроизмерительные, устройства для прокола кабеля), диэлектрические перчатки, галоши, боты, диэлектрические ковры и изолирующие подставки, защитные ограждения (щиты и ширмы), изолирующие накладки и колпаки, ручной изолирующий инструмент, переносные заземления, плакаты и знаки безопасности, специальные средства защиты, устройства и приспособления изолирующие для работ под напряжением в электроустановках напряжением 110 кВ и выше, гибкие изолирующие покрытия и накладки для работ под напряжением в электроустановках напряжением до 1000 В, лестницы приставные и стремянки изолирующие стеклопластиковые;
  • для защиты от химических производственных факторов — спецодежду из кислотозащитной ткани, резиновые кислотощелочестойкие перчатки, защитные герметичные очки, СИЗ органов дыхания;
  • при повышенном уровне шума — противошумные наушники или вкладыши;
  • для защиты от падения с высоты необходимо применять страховочные системы.

При работе с легковоспламеняющимися веществами запрещается курить, пользоваться открытым огнем, пользоваться инструментом, который может дать искру.

В случае производства работ с недостаточной освещенностью следует применять местное освещение.

При работе с вращающимися, движущимися машинами и механизмами не должно быть частей одежды, которые могут быть захвачены движущимися (вращающимися) частями механизмов.

1.9. Нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для электромеханика и электромонтера — см. Приложение 1 к Инструкции.

Работнику, занятому на работах, связанных с трудносмываемыми загрязнениями (маслами, смазками, нефтепродуктами и др.), выдаются смывающие и обезвреживающие средства.

1.10. При необходимости, по условиям выполнения отдельных видов работ, электромеханику и электромонтеру должны выдаваться: защитная каска, подшлемник для защиты от пониженных температур, очки защитные, респиратор, противогаз, страховочная привязь и другие средства индивидуальной защиты.

1.11. Перед каждым применением средства защиты электромеханик и электромонтер обязаны проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений, проверить по штампу срок годности.

1.12. Пользоваться средствами защиты с истекшими сроками годности запрещается.

1.13. Закрепленные за работником средства индивидуальной защиты должны соответствовать размеру и росту.

1.14. При выполнении работ в зонах, подверженных заражению клещевым энцефалитом, работники должны быть обеспечены костюмом противоэнцефалитным и репеллентными (или другими разрешенными к применению) средствами индивидуальной защиты от клещей, при этом работодатель должен организовать проведение вакцинации против клещевого энцефалита.

1.15. Не допускается исполнение обязанностей работниками, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, а также нахождение таких работников на рабочих местах. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.16. При несчастном случае необходимо:

  • немедленно освободить пострадавшего от воздействия травмирующего фактора, оказать ему первую помощь, доставить пострадавшего в медицинское учреждение;
  • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
  • сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает здоровью и безопасности окружающих работников, не может вызвать аварию и не нарушает производственного процесса;
  • в случае невозможности сохранить обстановку зафиксировать с помощью электронных устройств (фотоаппарат, фотокамера мобильного телефона);
  • сообщить о несчастном случае сменному инженеру ЦТО (ЦТУ) и непосредственному руководителю, а в его отсутствие — вышестоящему руководителю.

1.17. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока необходимо следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью или под «напряжением шага» или наведенным напряжением.

2. Общие требования охраны труда при выполнении работ на железнодорожных путях

2.1. Работы, связанные с нахождением на железнодорожных путях, должны проводиться не менее чем двумя работниками (при необходимости с привлечением работников смежных служб).

2.2. При производстве работ на железнодорожных путях и в полосе отвода, а также при необходимости следования к месту работ по железнодорожным путям, в соответствии с требованиями «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации», руководитель работ установленным порядком подает заявку о выдаче локомотивным бригадам предупреждений о следовании с особой бдительностью.

Заявки на выдачу предупреждений должны подаваться с таким расчетом, чтобы она была получена ДСП не позднее, чем за 3 часа до начала действия предупреждения. Запрещается приступать к работам, не убедившись через ДНЦ или ДСП, что на подвижной состав выдаются предупреждения.

2.3. Выполнение работ в пределах станции должно быть согласовано с ДСП с указанием точного времени начала и окончания работ, характера работ, района станции, номеров стрелочных переводов с записью в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46 о необходимости оповещения работников по громкоговорящей связи или другим имеющимся видам связи о движении поездов и маневровых передвижениях в районе производства работ.

На участках с диспетчерской централизацией выполнение работ осуществляется с разрешения ДНЦ.

2.4. Перед выходом на железнодорожные пути для производства работ (в том числе оформляемых распоряжением или нарядом) электромеханики и электромонтеры должны пройти целевой инструктаж.

2.5. При подготовке к производству работ в негабаритных местах на железнодорожном пути в ходе проведения целевого инструктажа до работников доводятся схемы ограждения, разработанные в соответствии с «Правилами безопасного нахождения работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях».

2.6. В случае выполнения работ на путях станции (перегоне) руководитель работ назначает специально выделенных работников, наблюдающих за поездной обстановкой (сигналист).

Привлечение специально выделенных работников (сигналистов) к выполнению других видов работ и отрыв их от наблюдения за движением поездов запрещается.

При этом специально выделенный работник (сигналист) должен быть обеспечен средствами связи с руководителем работ, следить за движением поездов и маневровыми передвижениями. На основании информации о приближении подвижного состава данный работник обязан оповещать работающих на путях о приближении поезда, обеспечивать своевременный отход работающих и уборку приспособлений, инструмента и материалов на безопасные расстояния.

2.7. При нахождении на железнодорожных путях электромеханики и электромонтеры, помимо спецодежды, должны быть одеты в сигнальные жилеты оранжевого цвета со световозвращающими полосами, изготовленными по нормативно-технической документации, утвержденной ОАО «РЖД».

На сигнальных жилетах с помощью трафарета должны наноситься надписи из букв и цифр черного цвета: со стороны спины высотой 15-20 см — указывающие принадлежность владельца к соответствующему структурному подразделению, а на груди, в верхней части, высотой 7-10 см — указывающие принадлежность владельца к дирекции связи.

Трафареты должны быть нанесены таким образом, чтобы они были хорошо различимы с движущегося подвижного состава.

Сигналист должен быть обеспечен также головным убором с верхом желтого цвета, а также специальными нарукавниками для сигналистов.

2.8. При нахождении на железнодорожных путях информацией о приближении подвижного состава являются:

  • звуковые и видимые сигналы, подаваемые специально выделенным работником (сигналистом);
  • информация, передаваемая автоматической системой оповещения;
  • объявления, даваемые по громкоговорящей связи;
  • сообщения по телефонной или радиосвязи;
  • сигналы дежурного стрелочного поста, составителя или другого дежурного работника железнодорожной станции;
  • сигналы поездных и маневровых локомотивов, ССПС, путевых машин;
  • показания сигналов светофоров и световых указателей на них;
  • автоматическая переездная сигнализация, а также звуковые сигналы дежурного по переезду (при нахождении вблизи переезда).

2.9. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

  • проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2 м от крайнего рельса, обращая внимание на движущиеся по смежным путям подвижные составы. На станционных путях допускается проходить посередине междупутья по установленному маршруту служебного прохода;
  • двигаться в направлении вероятного появления подвижного состава, если не удается соблюсти требуемое расстояние;
  • переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на головку рельса, концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;
  • пользоваться переходными площадками вагонов при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и спуске с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место спуска на отсутствие посторонних предметов, о которые можно споткнуться, в темное время суток место спуска необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;
  • проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва под прямым углом к железнодорожным путям;
  • обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
  • обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы, а также на запрещающие, предупреждающие, указательные и предписывающие знаки безопасности и надписи;
  • сходить с путей при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава. Сходить следует на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места — на обочину смежного пути, на расстояние:
    • не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч;
    • не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121-140 км/ч;
    • не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода подвижного состава на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч).

При проходе следует обходить предельные столбики, желоба, водоотводные лотки и колодцы, устройства СЦБ, связи и другие устройства, расположенные на междупутье. По возможности следует избегать пересечения путей в районе стрелочных переводов.

Проход по территории железнодорожной станции разрешается только по специально установленным маршрутам, обозначенным соответствующими указателями, пешеходным переходам, служебным и технологическим проходам, дорожкам (настилам), специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, путепроводам, платформам. При следовании необходимо соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов, следить за передвижением подвижного состава и слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения.

При нахождении на железнодорожных путях необходимо осуществлять постоянный взаимоконтроль и наблюдение за перемещением подвижных единиц, предупреждая друг друга о приближении подвижного состава.

При нахождении на путях железнодорожной станции допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния.

Запрещается:

  • находиться на междупутье при следовании подвижных составов по смежным путям, а также в местах, отмеченных знаками «Негабаритное место», а также около этих мест;
  • выполнять работу, находясь на междупутье, при следовании подвижного состава по смежному пути;
  • наступать или садиться на рельсы, концы шпал, электроприводы, путевые коробки, устройства заземления и другие напольные устройства, масляные пятна на шпалах;
  • ходить внутри рельсовой колеи и по концам шпал;
  • ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе при пересечении стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией;
  • переходить или перебегать через пути перед приближающимся подвижным составом;
  • пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;
  • садиться и проезжать на подножках подвижного состава, а также сходить с них до полной остановки;
  • прислоняться к стоящему подвижному составу;
  • стоять на настиле, у перил моста вне площадки убежища во время прохода подвижного состава;
  • пролезать под стоящими вагонами, а также протаскивать под ними инструмент, приборы и материалы.

2.10. При нахождении на железнодорожных путях и в непосредственной близости от них во время следования к месту работы и обратно, а также при производстве работ электромеханикам и электромонтерам запрещается пользоваться мультимедийными устройствами (аудио- и видеоплееры, наушники и др.).

2.11. Переговоры по личным мобильным телефонам допускаются только во время перерывов в работе и нахождении работника на расстоянии не менее 4 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км/ч и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.

Пользоваться личными мобильными телефонами разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с:

  • обеспечением безопасности движения;
  • предотвращением террористических и противоправных действий, пожаров на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД», несчастных случаях с работниками и/или гражданами.

2.12. При пропуске подвижного состава работникам необходимо находиться по одну сторону от железнодорожного пути на безопасном расстоянии. Встречая поезд, работники должны стоять лицом к железнодорожному пути с полуоборотом головы навстречу движения.

2.13. При вынужденном нахождении между движущимися поездами следует немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям.

2.14. Проведение осмотров устройств связи на перегоне должно быть согласовано с ДСП станций, ограничивающих перегон, с целью информирования машинистов подвижного состава о нахождении на путях работников.

2.15. На электрифицированных участках железных дорог запрещается приближаться к неогражденным проводам или частям контактной сети и воздушных линий электропередачи на расстояние менее 2 м.

Запрещается прикасаться к оборванным или провисшим до земли проводам контактной сети, воздушных линий электропередачи и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

2.16. При обнаружении обрыва проводов контактной сети или воздушных линий электропередачи, а также свисающих с них посторонних предметов, электромеханики и электромонтеры обязаны немедленно сообщить об этом сменному инженеру ЦТО (ЦТУ) и непосредственному руководителю. До прибытия бригады района контактной сети или района электроснабжения необходимо оградить это место и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м.

В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушных линий электропередачи выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки. Детальный порядок действий работников при ограждении внезапно возникших препятствий определяется владельцем инфраструктуры согласно требованиям «Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации».

2.17. При нахождении на железнодорожных путях скоростных и высокоскоростных линий железных дорог необходимо иметь при себе выписку из действующего расписания движения поездов.

2.18. Все работы на путях, по которым обращаются скоростные и высокоскоростные поезда, должны быть прекращены не менее чем за 20 мин до проследования скоростного (высокоскоростного) поезда. Материалы и инструмент должны быть убраны с пути не позднее, чем за 10 мин до прохода поезда. Электромеханики и электромонтеры должны отойти на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд. Возобновление работ разрешается только после проследования поезда.

Работы на пути, смежном с тем, по которому должен проследовать скоростной или высокоскоростной поезд, должны быть прекращены за 10 мин до прохода поезда. Электромеханики и электромонтеры должны отойти на обочину этого пути на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса.

2.19. Запрещается нахождение работников в междупутье при пропуске скоростного и высокоскоростного поездов на перегонах участков пути, расположенных на совмещенном земляном полотне.

2.20. Выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

2.21. Перед выходом на перегон необходимо проверить наличие, комплектность и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и средств индивидуальной защиты.

2.22. Проход на перегонах к месту работ и обратно должен осуществляться в стороне от железнодорожного пути, по обочине земляного полотна или посередине междупутья под наблюдением руководителя работ или специально выделенного работника. При невозможности прохода в стороне от железнодорожного пути или по обочине земляного полотна (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях), а также в случае, если движение осуществляется по обочине на расстоянии менее 2 метров от крайнего рельса, то идти нужно в направлении вероятного появления поезда.

При движении необходимо обращать внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав и показания сигналов светофоров:

  • руководитель работ должен предупредить работников об особой осторожности и следить, чтобы работники шли по одному друг за другом, не допуская отставания;
  • на двухпутном и многопутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильном направлении движения) и контролировать возможное приближение поезда как по правильному, так и по неправильному направлениям;
  • на участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.

В особо опасных негабаритных местах с ограниченными условиями видимости, местах, где отсутствует возможность схода с железнодорожного пути (мосты, тоннели и т. д.), порядок прохода работников должен быть организован в соответствии со специальными схемами ограждения.

Перечень таких мест определяется руководством дистанций пути, где также разрабатываются схемы их ограждения. Перечень особо опасных мест для прохода вдоль железнодорожного пути и схемы их ограждения доводятся до сведения всех причастных структурных подразделений дирекции связи распорядительным документом.

Проходить к месту выполнения работ и обратно следует по установленным маршрутам. О перемещении с одного места работы на другое работник обязан ставить в известность ДСП по имеющимся в наличии средствам связи.

В стесненных местах, где по обеим сторонам железнодорожного пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы, при появлении поезда необходимо отойти в безопасные места, а на мостах и в тоннелях укрыться на специальных площадках-убежищах, в нишах или камерах, специально предназначенных для этих целей.

2.23. При движении группой руководитель работ должен находиться сзади группы, ограждая ее сигналами остановки: днем — развернутым красным флагом, а в темное время суток — фонарем с красным огнем.

Впереди группы должен идти специально выделенный работник (сигналист), ограждающий группу сигналами остановки, и своевременно оповещать руководителя работ и группу работников о приближении поезда по радиостанции и звуком духового рожка. Между руководителем работ и специально выделенным работником должна быть установлена радиосвязь. Осуществлять движение группы и выполнять работы при отсутствии связи между руководителем работ и специально выделенными работниками запрещается.

2.24. В туман, метель и других случаях группу работников должны ограждать дополнительные сигналисты таким образом, чтобы приближающийся поезд был им виден на расстоянии не менее 500 м от идущей группы работников и своевременно оповещать ее о приближении поезда звуковыми сигналами.

Дополнительно выделенные работники (сигналисты) должны идти с носимыми радиостанциями и с развернутыми красными флагами (в темное время суток — с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу до тех пор, пока она не сойдет с пути. Если группа своевременно не сошла с пути, специально выделенный работник, со стороны которого приближается поезд, обязан сойти с пути и продолжать подавать поезду сигналы остановки до тех пор, пока группа не сойдет с железнодорожного пути.

После прохода поезда руководитель работ должен убедиться, что вслед за поездом нет подталкивающего локомотива, отдельно следующего локомотива или дрезины как в правильном, так и в неправильном направлении, после чего разрешить группе продолжать движение. Работы на мостах и в тоннелях, независимо от их длины, следует прекращать заблаговременно, чтобы успеть сойти с моста или выйти из тоннеля и, кроме того, отойти с пути на безопасное расстояние.

Выйти из ниш в тоннеле и приступить к работе можно только после прохода поезда, локомотивов и другого подвижного состава и восстановления видимости в тоннеле. Возвращаться для продолжения работ можно только после того, как руководитель работ убедится, что по пути, на котором производятся работы, не идет поезд.

При работе путевых машин электромеханикам и электромонтерам следует отойти на обочину земляного полотна на расстояния от крайнего рельса не менее:

  • 5 м — путеукладчики, электробалластеры, уборочные машины, рельсошлифовальные поезда и другие машины тяжелого типа;
  • 10 м — путевые струги;
  • 25 м — однопутные снегоочистители.

2.25. При работе двухпутных и роторных снегоочистителей, машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, необходимо отойти на обочину, противоположную выбросам снега, льда или засорителей, на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса.

3. Общие требования охраны труда при выполнении работ на устройствах технологической электросвязи ...

Полный текст Инструкции по охране труда для электромеханика и электромонтера хозяйства связи ОАО «РЖД», с приложениями

Скачать

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: основное

Технический регламент по пожарной безопасности (123-ФЗ от 22.07.2008) — нормативный документ, который является обязательным, в отличие от большинства регламентов, которые предприниматели применяют добровольно. Разберемся, что он собой представляет, и какая ответственность грозит за отказ его соблюдать.

Охрана труда

20 Марта 2019 в 16:34

Аттестация по промышленной безопасности

Аттестация работников по промбезопасности — это обязанность работодателей. Она проводится в Ростехнадзоре с периодичностью раз в 5 лет. В статье — перечень сфер деятельности, где должны работать обученные люди, условия аттестации и алгоритм прохождения проверок.

Охрана труда

14 Марта 2019 в 09:09

Материальная ответственность работника

Материальная ответственность работника - это обязанность сотрудника возместить вред в случае повреждения имущества работодателя. Фокус в том, что такая обязанность возникает не всегда. Если вам интересно, должен ли сотрудник компенсировать работодателю средства за испорченное оборудование и как правильно оформить возмещение ущерба с непосредственного виновника, то читайте нашу статью.

Расчеты с персоналом Материальная ответственность Бухгалтерия в кадрах

14 Марта 2019 в 09:07

Кто несет ответственность за безопасность дорожного движения на предприятии

Обеспечение дорожной безопасности на предприятии — это деятельность, направленная на снижение вероятности различных инцидентов на дороге с водительским составом, а также минимизацию последствий от них. Работой в этой области обычно занимается специально назначенный работник. Поговорим о том, каковы требования к ответственному за безопасность дорожного движения специалисту и чем грозит отсутствие такого сотрудника.

Должностные инструкции Охрана труда

12 Марта 2019 в 12:10

Самые выгодные месяцы для отпуска

В каком месяце выгоднее брать отпуск в 2019 году и нужно ли его брать на выходные? Можно выбрать месяц, в который заплатят более крупные отпускные, а можно такой, где фактически дней отдыха получится больше. Что касается отпуска исключительно в выходные дни, то чиновники считают это нарушением прав работников.

Отпуска Расчеты с персоналом

06 Марта 2019 в 17:48

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА