рубрики

Инструкция по охране труда для слесаря-механика автомобиля

20 Апреля 2018 в 16:30
Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для своих работников. При этом, если в организации есть профсоюз, его мнение по этому вопросу также необходимо учитывать. При разработке этих локальных нормативных актов необходимо опираться на положения «Методических рекомендаций по разработке инструкций...», утвержденных Минтрудом РФ 13.05.2004, и позицию самого Минтруда, изложенную в письме от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373. Предлагаем вам инструкцию по охране труда для слесаря-механика автомобиля, разработанную с учетом требований Минтруда.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Согласовано

Утверждаю

председатель профсоюза работников

генеральный директор

ООО «Пион»

ООО «Пион»

Сидоров П.П.

Воронов А.В.

“__”___________2017 г.

“__”___________2017 г.

Сидоров Сидоров П.П.

Воронов Воронов А.В.

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для слесаря-механика автомобиля

Инструкция составлена в соответствии с «Типовой инструкцией № 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля» ТОИ Р-200-02-95.

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе слесарем-механиком допускаются работники:

  • имеющие профессиональную подготовку;
  • прошедшие предварительный медицинский осмотр (перед приемом на работу) и периодический медицинский осмотр (во время работы) и не имеющие медицинских противопоказаний;
  • прошедшие вводный инструктаж;
  • прошедшие обучение безопасным методам и приемам труда и проверку знания безопасности труда в квалификационной комиссии;
  • прошедшие первичный инструктаж на рабочем месте.

К работе с электрифицированными инструментом и оборудованием допускаются слесари, прошедшие соответствующее обучение и инструктаж, имеющие 1 квалификационную группу по электробезопасности.

Выполнение работ, не связанных с обязанностями слесаря, допускается после проведения целевого инструктажа.

1.2. Слесарь-механик обязан:

  • соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка;
  • правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты;
  • немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, произошедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
  • выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску, после прохождения целевого инструктажа;
  • знать, что запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Курить разрешается только в специально оборудованных местах;
  • принимать пищу только в специально отведенных для этого местах;
  • соблюдать порядок на рабочем месте.

1.3. Опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ слесарем-механиком при ремонте автомобилей являются:

  • токсичные, горючие жидкости, смазочные материалы и их испарения;
  • выхлопные газы двигателя;
  • электрический ток;
  • движущиеся части узлов и агрегатов;
  • вывешенный автомобиль;
  • неудобная рабочая поза;
  • острые кромки деталей, узлов, агрегатов, инструмента и приспособлений.

1.4. В соответствии с нормами выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, слесарю-механику по ремонту автомобилей выдаются:

№ п/п

Наименование

Срок использования

1

костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий

1 на 12 мес.

2

ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском

1 пара на 12 мес

3

перчатки трикотажные с полимерным покрытием

12 пар на год

4

очки защитные

до износа

5

вкладыши противошумные

до износа

При работе с этилированным бензином дополнительно:

6

фартук защитный из полимерных материалов с нагрудником

дежурный

7

сапоги резиновые с жестким подноском

1 пара на год

8

перчатки резиновые

6 пар на год

При выполнении работ по ремонту электрооборудования, карбюраторов и их регулировке дополнительно:

9

нарукавники хлопчатобумажные

2 пары на год

На наружных работах зимой дополнительно:

10

костюм на утепляющей прокладке

по поясам

11

сапоги кожаные утепленные с жестким подноском

по поясам

1.5. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону или извещателю и руководителю работ. Приступить к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения.

1.6. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

1.7. При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

1.8. При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование и инструменты запрещается.

1.9. Выполняя трудовые обязанности, слесарь-механик обязан соблюдать следующие требования:

  • ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;
  • не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
  • не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;
  • не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
  • не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;
  • не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.

1.10. Обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования. Запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать! Работают люди!» имеет право снять только тот работник, который его установил. Запрещается включать в работу оборудование, если на пульте управления установлен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать! Работают люди!».

1.11. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:

  • ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;
  • переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги в установленных местах;
  • при выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта.

1.12. Для питья следует употреблять воду из кулеров.

1.13. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате приема пищи).

1.14. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа.

1.15. За нарушение требований инструкции работник несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду. Убедиться, что она исправна. Работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях, кроссовках, кедах) не разрешается.

2.2. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания и ремонта осуществляется под руководством ответственного лица.

После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать! Работают люди!». На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.

2.3. При обслуживании автомобиля на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди!».

2.4. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

2.5. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.

После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

2.6. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.

2.7. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находиться на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

2.8. Переносные деревянные лестницы-стремянки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

2.9. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

2.10. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе электроинструментом с напряжением выше 42 В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами).

2.11. Перед тем как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

2.12. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эстакады должны иметь колесоотбойные брусья (реборды).

2.13. Перед въездом на посты технического обслуживания автомобилей, работающих на газовом топливе, необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.

2.14. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

2.15. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующему работы двигателя автомобиля, выхлопную трубу соедините с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии примите меры по удалению из помещения отработавших газов.

3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

3.3. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т. д.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

3.4. Запрещается:

  • работать лежа на полу (земле) без лежака;
  • выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. п.), кроме стационарных;
  • подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полуприцепах) всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;
  • проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
  • поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
  • поднимать (даже кратковременно) грузы массой более, чем это указано на табличке данного подъемного механизма;
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
  • оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза;
  • проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
  • сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

3.5. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долива в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

3.6. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

3.7. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:

  • протирать автомобиль и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т. п.);
  • хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. д. в количествах более сменной потребности;
  • заправлять автомобиль топливом;
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

3.8. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:

  • поднять капот для проветривания;
  • выполнять работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой аппаратуры разрешается снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности деталей не выше +60 °С);
  • проверять герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях,
  • предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;
  • крепить шланги на штуцерах хомутиками.

3.9. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле следует производить в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).

3.10. При проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:

  • подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;
  • выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
  • скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
  • устанавливать газопроводы кустарного производства;
  • применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;
  • использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

3.11. При работе гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.

3.12. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

3.13. Проверять соосность отверстий разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.

3.14. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали — на стеллажи.

3.15. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение.

3.16. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха.

3.17. Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними.

3.18. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

3.19. При замене или доливе масел и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать предназначенным для этой цели инструментом.

3.20. Для подачи смазки в высоко расположенные масленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в осмотровой канаве.

3.21. Для работы впереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее — специальными лестницами.

3.22. Запрещается:

  • подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;
  • переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
  • направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматическим инструментом;
  • устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.

3.23. Для испытания и опробования тормозов на стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.

3.24. Работа на диагностических и других постах с работающим двигателем разрешается при включенной местной вытяжной вентиляции, эффективно удаляющей отработавшие газы.

3.25. Запрещается работать в производственных помещениях, где выделяются вредные вещества, неисправна, либо не выключена вентиляция.

3.26. На участках и в цехах, где ведутся работы с деталями, загрязненными этилированным бензином, должны устанавливаться бачки с керосином.

В случае попадания этилированного бензина на кожу рук или другие части тела необходимо обмыть эти места керосином, а затем теплой водой с мылом.

3.27. Запрещается работать на оборудовании со снятым, незакрепленным или неисправным ограждением.

3.28. Работы под поднятыми кузовами машин проводятся при установленной упорной штанге, предотвращающей опускание кузова.

3.29. Снятие и установку пружин производят специальными съемниками.

3.30. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов или молотков с медными бойками.

3.31. При ремонте автомобилей с высоким расположением узлов и деталей применяются лестницы-стремянки со ступенями шириной не менее 150 мм. Применять приставные лестницы запрещается.

3.32. Перед началом работ, связанных с проворачиванием коленчатого или карданного валов, проверьте, выключены ли зажигание, перекрыта ли подача топлива.

3.33. При работе под автомобилем пользуйтесь защитными очками, лежаками.

3.34. Замену рессор производите после их разгрузки и установки автомобиля на подставки.

3.35. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной стороны.

3.36. При обкатке двигателя остерегайтесь его вращающихся частей.

3.37. Перед накачиванием шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо правильно установлено в пазе диска.

Во избежание травмирования вылетающим диском накачивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.

3.38. Нельзя снимать с машины агрегаты, узлы в то время, когда под машиной работают люди.

3.39. Нельзя укладывать и ставить около машины, на подножки, на эстакады снятые агрегаты, узлы и детали, так как они могут упасть и нанести травму работающим.

3.40. При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки. Запрещается вместо подставок использовать различные предметы или оставлять машину на домкратах.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае отключения электропитания прекратить работу и доложить руководителю. Не пытайтесь самостоятельно выяснять и устранять причину. Помните, что напряжение может так же неожиданно появиться.

4.2. При загорании или пожаре помните, что тушить электроустановки следует углекислотными огнетушителями, сухим песком во избежание поражения электрическим током.

4.3. Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

4.4. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на проверку в специальную мастерскую (на специализированный участок).

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать инструменты и приспособления.

5.2. Убрать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков следует щеткой.

5.3. Доложить руководителю о возникавших в процессе работы неисправностях.

5.4. Очистить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

5.5. Вымыть лицо и руки специальным очищающим антибактериальным средством или принять душ.

Скачать

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Санаторно-курортное лечение госслужащих

Санаторно-курортное лечение госслужащих — это дополнительные гарантии чиновникам, которые предусмотрены законом о государственной службе и полагаются чиновникам за их работу. Рассмотрим их подробнее.

Гарантии и компенсации Госслужба

26 Марта 2019 в 12:41

Обучение охране труда проведут по новым правилам

Министерство труда утвердило Приказ, который вводит типовой контракт на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Кроме того, готовится новый Порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций. Расскажем, к каким изменениям пора готовиться.

Актуально Охрана труда

26 Марта 2019 в 11:17

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: основное

Технический регламент по пожарной безопасности (123-ФЗ от 22.07.2008) — нормативный документ, который является обязательным, в отличие от большинства регламентов, которые предприниматели применяют добровольно. Разберемся, что он собой представляет, и какая ответственность грозит за отказ его соблюдать.

Охрана труда

20 Марта 2019 в 16:34

Аттестация по промышленной безопасности

Аттестация работников по промбезопасности — это обязанность работодателей. Она проводится в Ростехнадзоре с периодичностью раз в 5 лет. В статье — перечень сфер деятельности, где должны работать обученные люди, условия аттестации и алгоритм прохождения проверок.

Охрана труда

14 Марта 2019 в 09:09

Материальная ответственность работника

Материальная ответственность работника - это обязанность сотрудника возместить вред в случае повреждения имущества работодателя. Фокус в том, что такая обязанность возникает не всегда. Если вам интересно, должен ли сотрудник компенсировать работодателю средства за испорченное оборудование и как правильно оформить возмещение ущерба с непосредственного виновника, то читайте нашу статью.

Расчеты с персоналом Материальная ответственность Бухгалтерия в кадрах

14 Марта 2019 в 09:07

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА