Как выбрать ответственного за охрану труда в организации
Действующее законодательство возлагает ответственность за охрану труда (ОТ) на работодателя. Рассказываем, как назначить сотрудника, ответственного за ОТ и какие оформить документы.
Чуть-чуть о нормах права
Специалист по ОТ — это работник организации, отвечающий за:
- профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- минимизацию воздействия на персонал предприятия вредных и опасных производственных факторов;
- снижение профессиональных рисков.
Перечень задач такого сотрудника зависит от специфики производства.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанность по созданию безопасных условий работы целиком возлагается на работодателя. По действующим нормам служба охраны труда создается в организации с численностью 50 человек и более. Допустимо назначить специалиста по ОТ.
Основным документом, определяющим порядок создания службы ОТ на производстве, являются рекомендации, утвержденные приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37. Этот документ не является нормативным актом (подробнее см. письмо Минтруда № 15-2/ООГ-4698 от 29.12.2016), и непринятие мер, изложенных в рекомендациях, не является нарушением норм законодательства. Но если в результате непринятия рекомендованных мер произойдет несчастный случай, то спрашивать будут по всей строгости закона.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили обзор судебной практики о распределении ответственности между работодателем и специалистом по охране труда при несчастных случаях и иных нарушениях норм охраны труда. Используйте эту информацию бесплатно.
Для предприятия выгодно улучшать условия ОТ на производстве. Если работодатель улучшает условия труда в организации, какие расходы на охрану труда позволят ему получить налоговую скидку (п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264):
- право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий работы и мер по технике безопасности;
- право учета расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями;
- право учета расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории предприятия.
Служба ОТ
Структура и численность определяются работодателем самостоятельно, исходя из специфики производства. Служба может состоять как из нескольких штатных единиц, так и из нескольких подразделений, разбросанных территориально. Минтруд издал приказ от 31.01.2022 № 37, которым утвердил межотраслевые нормативы численности службы, закрепил, как формируется структура службы охраны труда в организации с учетом специфики производственной деятельности. Основные задачи и функции службы ОТ и права ее работников определены в пункте 13 приказа № 37 от 31.01.2022.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, с какими проблемами может столкнуться руководство организации при создании службы охраны труда. Используйте эту информацию бесплатно.
На локальном уровне основным документом по охране труда является Положение об ОТ. Положение дополняют должностные инструкции ответственных работников.
Фиксируют создание службы по ОТ приказом руководителя:

Специалист по ОТ
Специалист обязан соответствовать квалификационным требованиям, которые утверждены приказом Минтруда от 22.04.2021 № 247н и приказом Минздравсоцразвития № 559н от 17.05.2012. Работодатель вправе выбирать: использовать профессиональный стандарт или обойтись справочником (см. письмо Минтруда № 15-2/ООГ-4698 от 29.12.2016), но обойти квалификационные требования, предъявляемые к специалисту, не получится в силу статьи 195.3 ТК РФ.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, надо ли при приеме на работу направлять специалиста по охране труда на независимую оценку квалификации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Вот пошаговая инструкция, как выбирается ответственный за охрану труда на предприятии:
Шаг 1. Определите круг специалистов, имеющих необходимые компетенции, установленные профстандартом или справочником.
Шаг 2. При отсутствии подходящего кандидата, необходимо направить желающего сотрудника на обучение. Независимо от наличия знаний и опыта специалист по ОТ направляется на обучение каждые 5 лет.
Шаг 3. Выберите специалиста для назначения на должность. Если в штате отсутствует сотрудник, подходящий на должность, примите внешнего работника по совместительству или обратитесь в стороннюю организацию для сопровождения предприятия.
Сторонняя организация
Если в штате более 50 единиц, самому заниматься ОТ нет возможности, а квалифицированного специалиста не найти, то допускается заключить договор со сторонней организацией. Такой организации необходимо иметь аккредитацию по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334. Чтобы убедиться в том, что организация аккредитована, обратитесь к соответствующему реестру на сайте Минтруда. Если организация в реестре отсутствует, то заключать с ней договор не следует.
Эксперты КонсультантПлюс разработали шаблон договора оказания услуг в области охраны труда с аккредитованной организацией на предприятии. Используйте этот шаблон бесплатно.
Разобраться в правилах ОТ помогут эти статьи наших экспертов: