Перечень опасностей и рисков на рабочем месте
Перечень опасностей на рабочем месте — это список потенциальных источников угроз жизни и здоровью работников, которые связаны с воздействием вредных или опасных производственных факторов. Ущерб проявляется в виде профессиональных заболеваний (хронических или острых) и (или) производственного травматизма.
Нормативная база
Какие могут быть опасности на рабочем месте (перечень)
Выявление опасностей на рабочем месте является частью системы управления охраной труда.
Приказ Минтруда № 438н от 19.08.2016 «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» устанавливает перечень опасностей и рисков на рабочем месте.
Всего установлено 28 категорий перечня опасностей.

Более подробно опасности по каждой категории перечня и примеры рисков на предприятии указаны в п. 35 Типового положения. Исходя из специфики деятельности, работодатель выбирает из перечня те опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью работников его предприятия. Он вправе дополнить классификатор пунктами, которых нет в перечне типового положения.
Список опасностей по источнику их происхождения определен в ГОСТ Р 12.0.010-2009. Документ делит их на:
- связанные с профессиональной деятельностью (например, наличие опасных средств производства и предметов труда, нарушение нормативных требований к рабочему месту и др.);
- связанные с производственной деятельностью (например, наличие скользких полов, лестниц, движение транспорта на территории организации и др.);
- не связанные с профессиональной или производственной деятельностью (например, тяжелые физико-географические и климатические условия, работа в пространстве и др.);
- связанные с работником (например, недостаточные образование, квалификация, стаж, недостаточный уровень внимания, самодисциплины; неадекватность поведения; несоответствующие антропометрические данные (рост, вес), состояние здоровья и др.).
Примеры и образцы карт оценки рисков по профессиям
Индивидуальные карты оценки рисков представляют собой бланки, которые обеспечивают стандартизованный процесс управления профопасностями. В них фиксируются возможные риски для конкретной должности с указанием степени и вероятности каждого из них и перечень мероприятий по их минимизации.
П. 37 Типового положения не обязывает использовать какую-то определенную форму карты. Они оформляются по-разному и утверждаются работодателем. Бланк закрепляется соответствующим внутренним нормативным актом, который разрабатывается сотрудниками отдела по охране труда (ОТ) предприятия либо с помощью специализированных организаций.
В карте идентификации опасностей указывается:
- информация о должности и рабочем месте;
- наименование опасного фактора;
- последствия воздействия опасного фактора или степень тяжести воздействия;
- вероятность возникновения;
- мероприятия по ее исключению, снижению и управлению.
Пример бланка индивидуальной карты оценки
Образцы карты оценки по профессиям (фрагмент)
Карта оценки рисков Рабочее место Старший инженер по энергетике. Цех №1
|
Карта оценки рисков Рабочее место Повар II разряда. Столовая.
|
Данные карт могут служить основой для составления общих отчетов и карт специальной оценки условий труда. Методика ее проведения и формы обобщенных карт СОУТ приведены в приказе Минтруда №33н от 24.01.2014. Там же приведен перечень профессиональных рисков на рабочих местах (Приложение 2. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов).
Зачем оценивать риски
Согласно ст. 212 ТК РФ каждый работодатель обязан создать в организации систему управления охраной труда. Управление рисками является частью этой системы. Основываясь на специфике деятельности, в организации утверждаются инструкции по ОТ для каждой должности, составляется перечень рисков на производстве и разрабатываются мероприятия по их снижению.
Данные меры необходимы, чтобы исключить или минимизировать вероятности возникновения несчастных случаев на рабочих местах и профзаболеваний сотрудников и разработать меры по обеспечению безопасности на предприятии.
Также это помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования ОТ, социальную защищенность работников и квалификацию персонала и обеспечить экологическую безопасность производства.
При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы ГИТ оценивают эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, проверяют всю необходимую документацию по ОТ, в том числе перечень рабочих мест с идентифицированными опасностями и план мероприятий по их минимизации.
Кроме того, оценка условий труда является обоснованием положенной социальной защиты работников, в том числе компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях.