Образец приказа о персональных данных работников
Персональным данным власти уделяют много внимания, поэтому от работодателей, которых официально приравняли к остальным операторам таких сведений, необходимо подготовить документацию по обработке и защите личной информации работников. В пакет документов входит и приказ о данных сотрудника на рабочем месте, который обязателен для каждой компании, вне зависимости от ее формы собственности и сферы деятельности.
Скачать образец бланка приказа об утверждении положения о персональных данных работников
Скачать образец приказа об утверждении положения о защите персональных данных работников в 2025 году
Скачать образец приказа о политике об обработке и защите персональных данных работников вместе с приложением — примером политики
Скачать образец приказа о сохранности персональных данных работников вместе с положением об ответственности за разглашение сведений
Скачать образец приказа по персональным данным в организации в 2025 году с указанием лиц, ответственных за их обработку
Развитие информационных технологий сделало тему защиты персональных данных одной из наиболее обсуждаемых на самых разных уровнях. Масштабные скандалы с утечками конфиденциальной информации или личных сведений миллионов посетителей международного сайта знакомств прогремели на весь мир. Есть случаи и помельче, на уровне организаций (например, использование сотрудницами отдела кадров страниц с личной информацией сотрудников в качестве черновиков-«обороток», размещение в открытом доступе сведений об учениках образовательных учреждений или пациентах клиник). Часто это происходит по незнанию: не все должностные лица понимают, что входит в состав персональных данных. Тем временем отношение государства к таким «оплошностям» решительно меняется в сторону ужесточения наказаний за них. Чтобы не иметь неприятностей, компаниям следует организовать защиту персональных данных так, как того требует глава 14 ТК РФ и закон № 152-ФЗ, подготовив полноценный пакет документов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, каковы новые обязанности оператора персональных данных. Используйте эти инструкции бесплатно.
Организация защиты (пакет документов)
Руководитель предприятия приказом назначает одного из сотрудников ответственным за обработку и хранение конфиденциальной информации. Обычно это начальник или специалист отдела кадров, но необходимые обязанности разрешено возложить и на любого иного работника, закон это позволяет. Главное, чтобы он смог выполнять обязанности, перечисленные в статье 22.1 закона № 152-ФЗ. После назначения ответственного ему следует составить локальные нормативные акты. Вот их небольшой перечень:
- политика организации в отношении всей личной информации, которая попадает в компанию, вместе с распоряжением о ее введении;
- положение об обработке и защите конфиденциальной информации и шаблон приказа о назначении положения о персональных сведениях для дальнейшего согласования со всеми заинтересованными лицами;
- перечень лиц, имеющих доступ к такой личной информации;
- инструкция по работе с персональными данными для всех лиц, имеющих к ним авторизованный доступ;
- согласие на обработку (в общем случае согласие получают от сотрудников, в частных случаях, например, для школ — от родителей, для медучреждений — от пациентов, для газет, журналов и издательств — от авторов и т. д.);
- соглашение о неразглашении;
- журнал учета передачи данных.
Порядок разработки и утверждения приказа о персональных данных
Насколько хорошо организации выполняют требования 152-ФЗ, проверяет Роскомнадзор. Чтобы у инспектора не имелось повода «принимать меры», надо подготовить документы, перечисленные выше, и утвердить их приказами руководителя. Основополагающим станет распоряжение об утверждении политики и положения о персданных сотрудников и третьих лиц.
Предлагаем наш образец приказа на введение в действие политики по работе с персональными данными, по аналогии с ним легко подготовить распоряжение об утверждении положения об обработке и защите личных сведений работников.

Крайне важно соблюдать правило, сформулированное в ст. 86 ТК РФ: все, что мы знаем о работнике, мы должны узнать от него самого. В крайнем случае допустимо обратиться к так называемой третьей стороне, если работник не владеет необходимой информацией (забыл, потерял...), но только с его ведома (например, запросить копию диплома в архиве вуза). Работника необходимо поставить об этом в известность и получить его согласие: это делается в форме заявления-согласия на получение сведений у третьей стороны. Все это прописывают в положении, с которым работника знакомят до момента подписания трудового договора.
Бывает, что сведения меняются (например, женщина после замужества меняет фамилию или студент получает диплом о высшем образовании). В этом случае на основании приказа о предоставлении персональных данных работник в письменном виде просит внести изменения в ряд документов работодателя.
У кого в организации может быть допуск к личным данным
Персональные данные работников — это, образно говоря, «золото и бриллианты», доступ к которым ограничен даже для сотрудников организации. Кто получит к ним доступ — решает директор. Общие требования по работе в этом направлении прописываются в положении. Там же или в отдельном нормативном документе пишут, кто, когда и с какой целью имеет доступ к тем или иным сведениям. Полный допуск, как правило, имеют:
- генеральный директор и его заместитель по безопасности;
- начальник отдела кадров.
Остальные специалисты, в том числе и бухгалтеры, получают доступ только к той информации, которая им необходима для выполнения своих должностных обязанностей.
Есть информация, которая является максимально конфиденциальной, и попытки выведать у сотрудника, в каких он состоит сообществах, каковы его религиозные убеждения, как он себя чувствует и каких политических взглядов придерживается, незаконны. Хотя существует длинный перечень условий, при которых это все-таки возможно (ст. 10 ФЗ № 152-ФЗ). К таким исключениям (среди прочих) относятся случаи получения мотивированных запросов (содержащих цель запроса, обоснование компетенции органа и правовые основы запроса) прокуратуры, органов МВД или Трудовой инспекции, информация медицинского характера, если она необходима для оказания помощи больному.
Как организовать работу с персональными данными на предприятии, видео
Может пригодиться:
- какие существуют категории персональных данных;
- как составить положение о персональных данных работников;
- как составить согласие на обработку персональных данных;
- как написать заявление об изменении персональных данных;
- как разъяснить работнику последствия отказа предоставлять свои персональные данные.