Что такое профессиональные навыки
Ключевые профессиональные качества при поиске работы — это перечисленная «по пунктам» компетентность соискателя, его главные достоинства как претендента на вакансию. Сложность в том, что по сути это совокупность знаний, умений, опыта и личных качеств, а по форме — все перечисленное вместе. А значит, главное — их корректно сформулировать и указать в нужном порядке.
Как правило, основные навыки для резюме выделяют в специальный раздел. В нем пишут то, что не вошло в описание функционала, но критично для будущего работодателя. Речь о профессиональных умениях, важных для выполнения обязанностей на конкретной вакансии. Возможно, вы и не применяли их на последнем месте работы, но можете использовать в нужный момент.
Ключевые навыки делятся на группы:
- Организаторские: тайм-менеджмент, ведение проектов, умение работать в многозадачном режиме, стратегическое планирование, работа с большим объемом информации.
- Лидерские: руководство людьми, мотивация сотрудников.
- Прикладные и дополнительные навыки в резюме: опытный пользователь ПК, делопроизводство, знание языков, законодательства, умение работать с базами, разбираться в ГОСТах, СНиПах, «слепая» печать, владение деловой перепиской.
- Коммуникативные: умение вести различные переговоры, опыт разрешения спорных ситуаций, улаживание конфликтов, претензионная работа, работа с возражениями, проведение публичных выступлений, умение убеждать, грамотная письменная и устная речь.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как определяется квалификационный уровень работника и устанавливаются квалификационные требования к должностям. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как и в каком разделе их описать
Зависит от того, на какую работу вы претендуете. Формулируйте ясно и кратко, помните, что навык = знания + опыт, и опыт успешный.
Если не знаете, какие навыки указать в резюме, на hh (например) изучите предложения работодателей — почти все уже придумано. Если вас интересует конкретная вакансия, то из нее обычно понятно, что работодатель хочет от будущего сотрудника. Перефразируйте эти требования, но не слово в слово — это всегда заметно. Готовые словесные конструкции обязательно разбавьте чем-то своим.
Если самому придумать сложно, воспользуйтесь следующими формулировками:
- способности к деловому общению;
- организация и планирование рабочего времени;
- опыт переговоров и продаж;
- внимательность к мелочам;
- опыт работы с офисной техникой;
- гибкость, лояльность;
- навыки делового лидерства.
Это общие специальные навыки для резюме, подходящие для многих видов деятельности.
Следующий вопрос — куда написать. Если шаблон, который вы выбрали, не содержит отдельного раздела, а выделять его сами вы считаете излишним, профессиональные качества для резюме впишите частично (большую часть) в опыт работы, остальное — в личные качества.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, можно ли направить работника предпенсионного возраста на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта в другой город. Используйте эти инструкции бесплатно.
Примеры написания
Рассмотрим пример профессиональных навыков для резюме PR-менеджера:
- опыт PR-продвижения (более 8 лет работы, есть связи в крупных СМИ);
- знание рекламы и продвижения в интернете (опыт развития интернет-проектов с нуля);
- опыт переговоров и навыков продаж (более 8 лет);
- высокий уровень владения ПК;
- умею просто объяснять (ставить задачи, делать презентации, обучать);
- легко выступаю на публике.
Повторимся: кроме общих, подходящих для большинства потенциальных вакансий, есть и частные, дополнительные навыки; для резюме важно сочетание того и другого.
Воспользуйтесь нашей таблицей, когда в поисках работы готовите самопрезентацию.
Лидерские умения и навыки для управленцев |
|
---|---|
Менеджер |
|
Управленец |
|
Директор |
|
Руководитель отдела продаж |
|
Ключевые навыки для администраторов и секретарей |
|
Администратор |
|
Секретарь |
|
Ключевые навыки и умения для продавцов, консультантов |
|
Консультант |
|
Продавец-кассир |
|
Ключевые навыки и умения для учителей, ведущих на семинарах и тренингах |
|
Учитель |
|
Ведущий на семинарах и тренингах |
|
Ключевые навыки и умения для технических специалистов: программистов, системных администраторов |
|
Программист |
|
Системный администратор |
|
Ключевые навыки и умения для бухгалтеров, аудиторов |
|
Бухгалтер |
|
Аудитор |
|
Ключевые навыки и умения — примеры для юристов |
|
Юрист |
|
Ключевые навыки и умения для резюме, пример для HR-директора |
|
HR-директор |
|
Ключевые навыки для водителей |
|
Водитель |
|
Пример готового резюме:

Нужно ли ссылаться на прежних работодателей
Положительная характеристика в предыдущего места работы — большой плюс. Отлично, если в конце резюме будут указаны контакты прежнего руководства, чтобы потенциальный работодатель или его представитель смогли сами при желании получить отзывы, хотя бы один. Или, как вариант, приписка о готовности предоставить подобные отзывы. Но об этом необходимо заранее попросить и получить согласие в случае возможного звонка кратко охарактеризовать вас как специалиста и человека. Шансы на положительное решение и доверие к претенденту увеличит сам факт наличия контактов для рекомендаций.
А если вы не уверены, что бывшее начальство станет вас хвалить, и вы не знаете, что писать в «навыки» в резюме, попробуйте посмотреть на себя глазами прежнего руководителя. Возможно, это поможет сформулировать собственные профессиональные достоинства, проанализировать упущения и найти нужный баланс.