Профессиональный стандарт «Инженер связи (телекоммуникаций)»
Утвержден приказом Минтруда России от 31.10.2014 № 866н.
Зарегистрирован в Минюсте 28 ноября 2014 г. № 34971.
Область применения
Данный стандарт применяется в деятельности:
- радио- и телевещания;
- телефонии;
- электросвязи, в том числе на базе проводных технологий.
Основная цель вида профессиональной деятельности — обеспечение надежного и качественного функционирования телекоммуникационного оборудования в целом.
Описание трудовых функций
Стандарт инженера связи включает в себя четыре обобщенные трудовые функции, поименованные буквами:
- А — монтаж оборудования, в том чиле линейно-кабельных сооружений;
- В — эксплуатация самого оборудования;
- С — организация эксплуатации оборудования;
- D — планирование, оптимизация и развитие телекоммуникационных сетей связи.
Исходя из озвученных функций, к персоналу предъявляются следующие требования.
А | В | С | D | |
Образование | Бакалавриат | Специалитет или магистратура (бакалавриат в исключительных случаях только при условии получения дополнительного профессионального образования) | ||
Опыт работы | Требования не предъявляются | Стаж работы в должности инженера не менее пяти лет | ||
Особые условия допуска к работе | Наличие группы по электробезопасности (не менее 2) и отсутствие противопоказаний по медицинской составляющей (см. пункт 2 Перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н) | Требования не предъявляются |
Должностные обязанности
Наглядно видно, что первые два вида деятельности (А и В) относятся к специалистам, которые работают «на земле». Следующие два (С и D) касаются административного персонала. Для наглядности и простоты изложим основные требования к знаниям-умениям-навыкам рассматриваемых специалистов в таблице.
А | В | С | D | |
Что должен делать | Монтаж оборудования и пусконаладочные работы с составлением технического отчета | Эксплуатация оборудования, сопряженная с рассмотрением претензий по существу ее работы |
Распределять обязанности и координировать работу исполнителей Оценивать качество проделанных работ |
Анализ факторов, формирующих динамику потребительского спроса на услуги связи |
Что должен уметь |
Работать с технической и проектной документацией Выполнять монтаж Правильно применять тестовое и измерительное оборудование |
Проверять исправность и качество функционирования оборудования Проводить плановые осмотры и ремонт |
Планировать деятельность подчиненных Мотивировать персонал Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях |
Оценивать риски внедрения новых технологий Интегрировать имеющиеся сети Работать с документацией |
Что должен знать |
Схемы подключения, эксплуатации и контроля Порядок приемки оборудования в эксплуатацию Технологии выполнения работ |
Алгоритмы поиска и устранения неисправностей Этику делового общения |
Все, что касается функциональных обязанностей двух предыдущих специалистов, плюс производственные связи между подразделениями организации и все показатели использования и функционирования эксплуатируемого оборудования Этика делового общения в коллективе Правила по охране труда |
Рынок услуг связи Статистику развития отрасли Новые технологии связи |