рубрики

Нематериальное стимулирование

Нематериальное стимулирование — это система мер, не связанная с денежными выплатами, направленная на побуждение персонала к эффективной работе для достижения целей организации.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Формы нематериального стимулирования

Осуществлять нематериальное стимулирование работников можно в различных формах. К формам нематериального стимулирования относится:

  • частичная оплата потребностей работника и членов его семьи;
  • продвижение по карьерной лестнице;
  • публичное поощрение;
  • организация более комфортных условий труда для работника.

Примеры нематериального стимулирования персонала:

  • помощь работнику в оплате обучения, приобретении жилья, лечении, оплате абонемента в спортзал, путевки в санаторий и т. д.;
  • зачисление в кадровый резерв, привлечение к решению вопросов управления организацией — включение в состав коллегиального органа управления (центростремительная карьера), возложение функций консультанта, советника по различным вопросам;
  • занесение на Доску почета организации, присвоение звания «Лучший по профессии», награждение к памятным и корпоративным датам, похвала, представление работника вышестоящему руководству и т. д.;
  • предоставление лучшего рабочего места, лучшего места на парковке, более удобного режима работы (гибкое рабочее время, удаленная работа), преимущественного права на выбор времени отпуска и т. д.

Нематериальное стимулирование в муниципальных образованиях, государственных организациях, акционерных обществах может иметь разные формы. Цель у них одна — побудить работника работать лучше, качественнее, с максимальной отдачей не только ради денег, но и ради какой-то идеи. А что за идея будет двигать работником — решается в каждой конкретной организации индивидуально.

Схематично нематериальное стимулирование можно представить в виде такой таблицы.

Нематериальные стимулы
Моральные Социальные Творческие
  • уважение друзей, коллег, знакомых;
  • общественное признание;
  • самоутверждение как специалиста и т. д.
  • отдельный кабинет с табличкой на входе;
  • статус;
  • «вертикальный» рост и др.
  • возможность развития;
  • обучение;
  • «горизонтальный» рост и пр.

Принципы построения системы стимулирования

Формирование системы нематериального стимулирования должно базироваться на определенных принципах:

  1. Необходимо помнить, что целью стимулирования персонала является побуждение его к достижению задач, стоящих перед организацией, поэтому поощрять следует трудовое поведение, позволяющее достичь цели, поставленные перед каждым работником, его подразделением и организацией в целом.
  2. Система стимулирования должна быть проста и понятна работникам, чтобы они могли проследить четкую связь между результатами своего труда и получаемым поощрением. Необходимо строго регламентировать порядок оценки результатов труда и порядок предоставления мотивационного пакета.
  3. Рекомендуется дифференцировать бонусы в зависимости от категории (статуса) работников, а также предоставлять им возможность выбора, чтобы не тратить средства организации впустую — так называемый «принцип кафетерия».
  4. Система стимулирования не должна создаваться раз и навсегда. Цели организации со временем меняются, соответственно, на это должна реагировать и система мотивации. В гибкости и адаптивности залог успеха.
  5. Применяемые в организации способы нематериального стимулирования работников должны соответствовать законодательству. Например, помещение фотографии работника на Доску почета необходимо проводить с соблюдением законодательства о персональных данных.
  6. Нужно помнить, что любые мероприятия, которые мы называем «нематериальными», для организации выливаются в определенные расходы (ну разве что кроме слов благодарности). Поэтому расчет экономической эффективности нематериальных методов стимулирования обязателен: вдруг окажется, что затраты непосильны для вашей организации.

Японская практика

С точки зрения действия системы нематериального стимулирования, интересно ознакомиться с японским опытом управления персоналом. Все слышали термин «японское экономическое чудо», когда стране после участия в войне удалось выбиться в лидеры производства. Какие же виды нематериального стимулирования применяются на предприятиях и организациях Японии?

Особенностью трудовых отношений Страны восходящего солнца является пожизненный найм. Это правило не закреплено на законодательном уровне, но действующие нормы стимулируют работников «держаться» за свою компанию: продвижение по службе зависит, в том числе, от стажа работы в организации.

Увеличение стажа работы влечет также и увеличение заработной платы. Таким образом, работники, уже достигшие в данной организации определенных бонусов, не хотят терять их, покидая компанию.

Еще одной особенностью является нацеленность на коллективное взаимодействие: работа организуется в группах, формируемых особым образом, чтобы члены команды дополняли друг друга, а не конкурировали за внимание руководства. Также поощряется и групповое проведение досуга — посещение ресторанов, спортзалов, различных кружков.

Эффективным элементом вовлечения персонала служит кайдзен-движение, в рамках которого действуют «кружки качества». На предприятиях оформляются специальные кайдзен-уголки, где представлен передовой опыт организации труда.

Важное значение имеют церемонии и ритуалы, используемые при работе с персоналом:

  • утренние «пятиминутки», настраивающие на рабочий лад;
  • физкультурные паузы;
  • поздравления сотрудников с днем рождения;
  • поздравления новичком с первым рабочим днем и так далее.

Весь этот комплекс мер, включающий материальное и нематериальное стимулирование персонала, приводит к тому, что японцы воспринимают коллектив как свою семью, понимают свою роль в семье, чувствуют, что могут улучшить деятельность компании, с уважением относятся к старшим (начальникам), готовы пожертвовать своим свободным временем ради работы в компании.

Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Как рассчитать нагрузку на отдел кадров

Норма численности на одного кадровика — параметр, который позволяет определить допустимый и целесообразный уровень нагрузки на персонал отдела кадров. Оценить количество и сложность задач, выполняемых этими специалистами, не всегда просто, потому что имеющиеся регламенты явно устарели.

Управление персоналом Рабочее время

10 Октября 2019 в 15:39

Норма численности работников на предприятии

Норма численности – это количество работников необходимой и подходящей квалификации, которое позволяет наиболее эффективно выполнять поставленные производственные задачи. Понятие нормирования широко использовалось в Советском союзе: при плановой модели производства и стабильных показателях производительности инструмент был вполне рабочим. Существовали отраслевые нормы, которые и использовали кадровики на предприятиях. Часть этих формул и показателей допустимо использовать и сейчас.

Управление персоналом

01 Октября 2019 в 15:37

Как решать конфликты на работе

Конфликт на работе — это столкновение производственных интересов отдельных работников или коллективов на предмет выполнения своих должностных обязанностей в рамках одной организации. Компромисс в данном случае может быть хорошим промежуточным вариантом, но он не всегда является окончательным решением.

Управление персоналом

19 Сентября 2019 в 12:42

Карьерное консультирование: кому и зачем оно надо

Карьерное консультирование — это рекомендации опытного HR-специалиста по вопросам рабочего продвижения и профессионального развития клиента. В процессе диалога вырабатывается стратегия и последовательность действий и событий, способных вывести человека из карьерных кризисов и достичь позитивных изменений в трудовой деятельности.

Оценка персонала Управление персоналом

09 Сентября 2019 в 16:58

Что такое нематериальная мотивация

Нематериальная мотивация — это инструмент управленческой работы, стимулирующий высокую производительность труда персонала без учета денежного вознаграждения за труд. Ее цель — способствовать достижению желаемых экономических показателей без существенных финансовых затрат.

Управление персоналом

09 Сентября 2019 в 16:42

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА