рубрики

Примеры ключевых показателей эффективности

KPI, или Key Performance Indicator (англ.) — это метрика, характеризующая, степень достижения поставленной цели. Рассмотрим примеры KPI (ключевые показатели эффективности) — что это такое в целом, формулы и как их считать.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Что значит Key Performance Indicator

В русской управленческой практике используются аналоги, оперирующие понятиями эффективности, деятельности, результативности, и тогда мы получаем сокращения КПЭ, КПД, КПР.

Суть ключевых показателей результативности KPI — отразить, насколько исполнитель, будь то отдельный работник, подразделение или организация в целом, достиг намеченной цели.

Соответственно, KPI является элементом MBO — Management By Objectives — системы управления по целям, когда цели, стоящие перед организацией, декомпозируются вниз до уровня отдельных исполнителей.

Также ключевые показатели эффективности KPI и система мотивации связаны между собой: KPI является элементом системы стимулирования, когда размер стимулирующих выплат — надбавок и премий — увязывается с результатом выполнения поставленных перед работником (подразделением, организацией) задач.

Как разработать ключевые показатели результативности KPI

Начиная разрабатывать КПЭ, вы должны действовать как ученый: выдвинуть гипотезу и проверить ее. Например, наметив для работника цель, ответьте на следующие вопросы:

  1. Относится ли данная цель к деятельности работника, то есть является ли она специфичной для него?
  2. Можно ли измерить достижение данной цели количественно?
  3. Является ли эта цель достижимой?
  4. Может ли работник влиять на достижение этой цели?
  5. Установлены ли для достижения этой цели конкретные временные требования?

Такой метод называется постановкой целей в SMART-формате, где первые буквы английских слов, расшифровывающих требования к правильным целям, складываются в слово, переводящееся как «умный, мудрый».

Определив «умную» цель, думаем, как понять, достигнута она или нет. Здесь нам и помогут KPI.

Элементами метрики можно считать формулировку KPI, их значение, формулу расчета, шкалу значений.

KPI (ключевые показатели эффективности), примеры для производства

Для рабочего, выполняющего токарные работы, поставлена цель: в отчетном году снизить количество брака не менее чем на 20 %, по сравнению с предыдущим годом:

  • формулировка КПР — снижение доли бракованной продукции за отчетный год, %;
  • значение — ≥ 20 %;
  • формула расчета:

где:

  • шкала значений: если вы хотите градуировать размер вознаграждения в зависимости от процента снижения брака, можете установить шкалу значений:

Процент снижения брака

Размер премиальной выплаты

20 %

5000 руб.

21-25 %

7000 руб.

26-30 %

8000 руб.

31-35 %

9000 руб.

Свыше 35 %

10 000 руб.

В предыдущем году из 5000 ед. выпущенной данным рабочим продукции брак составил 215 ед., в отчетном году на 5400 ед. — 169 ед. (цифры условные). Рассчитаем, положена ли рабочему премия по KPI «Снижение доли бракованной продукции за отчетный год, %» и в каком размере:

  • доля бракованной продукции за предыдущий год = 215 / 5000 × 100 % = 4,3 %;
  • доля бракованной продукции за отчетный год = 169 / 5400 × 100 % = 3,13 %;
  • процент снижения брака за отчетный год = 100 % - (3,13 % / 4,3 % × 100 %) = 100 % - 72,8 % = 27, 2%

Ответ: за отчетный период рабочий снизил долю бракованной продукции на 27,2 %, за что ему положена премия в размере 8000 руб.

Таким же образом вы можете разработать метрики для различных сфер деятельности.

KPI (ключевые показатели эффективности), примеры для менеджера по продажам:

  • цель — выполнение установленного объема продаж;
  • формулировка — «отношение фактического объема продаж к плановому»;
  • значение — ≥ 100 %;
  • формула расчета — (фактический объем продаж / плановый объем продаж) × 100 %;
  • шкала значений — можете увеличивать размер вознаграждения в зависимости от процента превышения фактического объема продаж над плановым.

Аналогичными могут быть ключевые показатели эффективности KPI в розничной торговле.

Ключевые показатели эффективности (KPI) для проектировщика:

  • цель — соблюдение сроков разработки проектной документации;
  • формулировка — «Количество случаев несоблюдения сроков за отчетный период»;
  • значение — 0;
  • формула расчета — отсутствует. Используются статистические значения — количество несоблюдения сроков;
  • шкала — отсутствует. Если значение превышает 0, премия не платится.

По аналогии с проектировщиками KPI (ключевые показатели эффективности) — примеры в бухгалтерии: своевременная сдача отчетности. Если были нарушения сроков, премия не платится.

Характеристика ключевых показателей эффективности логистики KPI ССП: в данной отрасли КПЭ могут отражать качество работы с клиентами (отсутствие рекламаций), с товаром (уменьшение боя продукции), документацией (отсутствие ошибок), финансами (отсутствие просроченной задолженности) и т. д.

Ошибки при создании KPI

При разработке, внедрении и использовании КПЭ нередко допускаются ошибки. Некоторые из них связаны с несоблюдением SMART-формата постановки целей:

  • работник не имеет возможности влиять на данный КПЭ;
  • результаты работы не поддаются учету;
  • формула расчета непонятна работнику, непрозрачна;
  • и так далее.

В результате у работников утрачивается мотивация, а вслед за невыплатой соответствующих бонусов начинает расти недовольство существующим положением дел.

Следует избегать большого количества КПЭ (оптимальным специалисты считают 3-5), их частую смену. Чехарда с заменой КPI приводит к тому, что работники не успевают перестроиться и также теряют интерес к системе ключевых показателей эффективности (KPI).

Приняв решение о внедрении КПЭ в вашей организации, не обрушивайте их разом на все подразделения. Помните о том, что все нововведения встречают сопротивление, даже если предварительно вы проведете разъяснительную работу о том, что понимается под ключевыми результатами эффективности (KPI). Выберите наиболее лояльного, готового к данной работе руководителя подразделения и назначьте его подразделение в качестве пилотного.

Даже для пилотного подразделения рекомендуется установить переходный период, в течение которого работников будут информировать: сколько бы они получили при внедрении новой системы. Можно делать это с помощью двух расчетных листков, чтобы люди могли сравнить размер заработной платы «по-старому» и «по-новому».

Не забывайте и о том, что ключевые показатели деятельности KPI можно и нужно использовать не только для установления стимулирующих выплат, но и для оценки персонала.

«Впустив» KPI в свою организацию, вы должны понимать, что теперь это ваш образ жизни, это большая и продолжительная работа: метрики необходимо разрабатывать, актуализировать, вести статистику, необходимые расчеты и т. д. Вам придется выделить эту работу в отдельную трудовую функцию и предусмотреть для нее необходимые штатные единицы: возможно, неполные, а возможно, и целое подразделение, в зависимости от масштаба организации.

Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Нематериальная мотивация. А это точно сработает?

Нематериальная мотивация — это инструмент управленческой работы, стимулирующий высокую производительность труда сотрудников без повышения сумм денежного вознаграждения за работу. В мире ею давно пользуются, получая желаемые результаты, а в России подобное стимулирование персонала пока удовлетворяет не всех.

Управление персоналом

20 Февраля 2020 в 18:28

Поколение Y и Z: что нужно знать, нанимая их на работу

Поколения X и Z — это наиболее перспективные возрастные категории с точки зрения рынка труда. Каждая возрастная группа приносит с собой новые ценности и типы реакций на окружающую действительность. В том числе и в сферу рабочих взаимоотношений.

Управление персоналом

08 Февраля 2020 в 11:28

KPI в управлении персоналом

KPI — это ключевые показатели эффективности, главный критерий оценки результатов работы сотрудника на предприятиях, использующих «западные» системы мотивации работников и расчета переменной части заработной платы.

Управление персоналом

06 Февраля 2020 в 17:02

Как рассчитать нагрузку на отдел кадров

Норма численности на одного кадровика — параметр, который позволяет определить допустимый и целесообразный уровень нагрузки на персонал отдела кадров. Оценить количество и сложность задач, выполняемых этими специалистами, не всегда просто, потому что имеющиеся регламенты явно устарели.

Управление персоналом Рабочее время

10 Октября 2019 в 15:39

Норма численности работников на предприятии

Норма численности – это количество работников необходимой и подходящей квалификации, которое позволяет наиболее эффективно выполнять поставленные производственные задачи. Понятие нормирования широко использовалось в Советском союзе: при плановой модели производства и стабильных показателях производительности инструмент был вполне рабочим. Существовали отраслевые нормы, которые и использовали кадровики на предприятиях. Часть этих формул и показателей допустимо использовать и сейчас.

Управление персоналом

01 Октября 2019 в 15:37

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА