Суд назвал требования проверяющих незаконными
В судебном порядке разрешился спор между ФСС и компанией, которая отказалась предоставлять по требованию проверяющих расчетные листки. Из материалов дела следует, что в ходе выездной проверки представители ФСС потребовали у организации документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты страховых взносов в 2012-2014 гг. Среди истребуемых бумаг были и расчетные листки за все три года. По мнению проверяющих, именно они могли подтвердить уплату страховых взносов в указанном периоде.
Организация объяснила: расчетных листков за все три года нет, но всю информацию можно проверить по ведомостям и прочим расчетным документам, которые в полном объеме предоставлены в ФСС. Но представители фонда решили, что это нарушение закона. Поэтому оштрафовали плательщика взносов на 34 800 рублей — за непредоставление примерно 170 расчетных листов (согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ, штраф составляет 200 рублей за каждый непредоставленный документ).
Не согласившись, организация обратилась в суд. И с ее позицией согласился сначала Арбитражный суд Дальневосточного округа, а затем ВС РФ, выпустив Определение от 30.10.2017 № 303-КГ17-15438. Судьи поддержали доводы о том, что расчетные листки на основании ст. 136 ТК РФ выдаются исключительно работникам. Это позволяет известить трудящихся в письменной форме о составных частях и размере заработной платы, а также об удержанных суммах. В иных целях их использовать нельзя, и такие документы в ходе проверок запрашиваться не могут — это не предусмотрено законодательством.
Кроме того, суд уточнил, что привлечь к ответственности за непредоставление официальных бумаг можно в том случае, если контролеры могут доказать их наличие у проверяемого на момент проверки. Но в организации уверяют, что расчетные листки за весь период проверки отсутствуют, и доказать обратное представители фонда не могут. А раз так, значит, плательщика штрафовать не за что.
Какие требования контролеров из ФСС будут законными
Обращаем внимание, что данное судебное разбирательство было инициировано до 01.01.2017, когда контроль за страховыми взносами осуществлял ФСС, а главным нормативным актом в этой сфере был Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 (сейчас закон не действует). Тем не менее, информация актуальна для многих работодателей, потому что проверки могут затрагивать трехлетний период. И при контроле деятельности компании в 2015 и 2016 годах контролеры будут пользоваться законодательством именно того периода.
Что касается полномочий проверяющих из ФСС, то они обязаны руководствоваться Методическими рекомендациями по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденными распоряжением ПФР от 03.02.2011 № 34р. Это крайне полезный нормативный акт, которому должны следовать не только контролеры из ФСС, но и из ПФР.
В нем, в частности в п. 7.4, указан комплект документов, которые могут требовать контролеры. Это:
- учредительные бумаги (устав и(или) учредительный договор, положение);
- приказы об учетной политике;
- лицензии, действующие в проверяемом периоде, и прочие разрешительные документы;
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период;
- бухгалтерская отчетность за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
- синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период (главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр.);
- карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов;
- организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к ним (приказы (в том числе об учетной политике, действующей в проверяемые периоды), коллективные договоры, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, соглашения, заключенные с физическими лицами, контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц);
- банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие);
- первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц: ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц. В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг);
- аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и пр.) по различным счетам.
Возможный перечень официальных бумаг, истребуемых при проведении выездной проверки ФСС можно скачать ниже. Список внушительный, но не полный, и по требованию инспекторов организацию могут обязать предоставить и иные бумаги. Однако, как показывает судебная практика, можно попробовать оспорить требования контролеров. И если испрашиваемые документы действительно не касаются предмета проверки, суд встанет на сторону плательщика взносов.
Перечень документов, которые ФСС может потребовать в ходе проверки
