рубрики

Как избежать трудового спора

КонсультантПлюс
Вряд ли найдется руководитель или кадровик, который станет умышленно нарушать закон или провоцировать работников на обращение в суд либо трудовую инспекцию. Тем не менее жалобы сотрудников на действия работодателя возникают достаточно часто.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Возможно ли что-либо предпринять, чтобы минимизировать их количество, а также свести к минимуму негативные последствия таких трудовых конфликтов? В данной статье мы и постараемся в этом разобраться.

Ищем причины и урегулируем разногласия

Все разногласия между сотрудниками и администрацией условно можно разделить на два вида:

  • Работник не согласен с какими-либо действиями работодателя (начисление зарплаты, перевод в другую смену, установление времени отпуска и т.п.)
  • Работник считает несправедливыми претензии со стороны администрации

В первом случае работник, как правило, сначала обращается с вопросом либо выражением недовольства к своему непосредственному руководителю или к сотруднику отдела персонала. На этом этапе трудового конфликта еще нет, и ваша задача – не дать ему возникнуть. Для этого чаще всего достаточно трех простых действий:

  1. Установить «правила игры» и довести их до сведения всех сотрудников. Работник должен знать, куда он может обратиться за разъяснением или в случае несогласия с действиями руководства. Соответствующий пункт можно внести в Правила внутреннего трудового распорядка организации или в коллективный договор.
  2. При обращении сотрудника проверить конкретную ситуацию – возможно по какой-либо причине с работником действительно поступили неправильно, и это можно исправить.
  3. Когда вы уверены в законности своих действий – осталось убедить в этом работника. Для этого спокойно и доброжелательно разъясните ему ситуацию с точки зрения трудового законодательства.

Эти три действия потребуют от вас гораздо меньше времени и сил, чем возможное судебное разбирательство. Ну а если работнику все же захочется посудиться – у вас будет гораздо больше шансов на благоприятный исход дела, т.к. законность действий в отношении этого работника вы уже проверили.

Когда поможет объяснительная

Во втором случае, если работник считает несправедливыми претензии со стороны администрации, значит, такие претензии к нему были предъявлены. Следовательно, по мнению руководства, этот работник не выполнил свои трудовые обязанности, либо выполнил их ненадлежащим образом. В таких ситуациях возьмите за правило сразу при обнаружении проступка (реального или мнимого) требовать от работника письменное объяснение.

Независимо от того, как впоследствии вы решите отреагировать на поступок сотрудника (напомним, что при привлечении к дисциплинарной ответственности и взыскании причиненного материального ущерба обязанность работодателя истребовать у виновного работника письменные объяснения прямо предусмотрена статьями 193, 247 ТК РФ), содержание объяснительной и само ее наличие может рассказать о многом.

Здесь возможны три варианта:

  1. Работник в объяснительной признает свою вину. Трудовой спор маловероятен, стоит обратить внимание лишь на соразмерность наказания проступку.
  2. Работник в объяснительной не признает вину и считает, что он все делал правильно. Трудовой спор возможен. Необходимо тщательно проанализировать ситуацию и собрать необходимые доказательства, подтверждающие либо опровергающие факт нарушения сотрудником трудовых обязанностей.
  3. Работник отказался от письменных объяснений, составлен соответствующий акт. Трудовой спор возможен и весьма вероятен. Отказ работника от объяснительной чаще всего свидетельствует о наличии конфликта с непосредственным руководителем (мастером и т.п). Такая ситуация требует наибольшего внимания, желательно проведение всестороннего служебного расследования.

Судебная практика

Дело 1

К. обратился с иском о признании незаконным приказа о возмещении материального ущерба, которым с него была взыскана стоимость бракованных изделий, произведенных по его вине. Полагал, что взыскание незаконно, т.к. брак он допустил неумышленно.

В удовлетворении иска было отказано. Суд установил, что ущерб был причинен в результате ненадлежащего исполнения истцом своих трудовых обязанностей, обязанности работодателя по установлению размера ущерба и порядок его взыскания ответчиком соблюдены в полном объеме. В письменной объяснительной К. признал свою вину, указав, что при переналадке оборудования недостаточно затянул стопор, в результате получились бракованные детали.

Комментарий:

Суд расценил признание истцом в объяснительной своей вины как дополнительный аргумент в пользу ответчика.

Дело 2

Н. обжаловал в судебном порядке отказ работодателя выплатить ему денежную компенсацию за дни сдачи крови. Полагал, что работодатель обязан, по его выбору, предоставить ему оплачиваемые дни отдыха либо выплатить деньги, утверждая, что несколько лет назад такую компенсацию ему выплачивали. Однако в расчетном отделе, куда он обратился, ему отказали.

В удовлетворении исковых требований Н. было отказано. Суд указал в решении, что в соответствии с действующим законодательством в случае сдачи крови в выходной день работнику предоставляется день отдыха; оплата же дня сдачи крови в двойном размере при отказе работника от использования дополнительного дня отдыха не предусмотрена.

Комментарий:

Закон нарушен не был, и дело работодатель выиграл. Но если бы сотрудник расчетного отдела, к которому обращался истец, объяснил ему, что несколько лет назад работник, сдавший кровь в выходной день, действительно имел право на оплату этого дня в двойном размере, а сейчас законодательство изменилось – трудовой спор, скорее всего, не возник бы вовсе.

Дело 3

М. был уволен за появление на работе в нетрезвом состоянии. С увольнением не согласился и обратился с иском в суд. В заявлении указывал, что в тот день был в отпуске. Ему позвонил мастер и попросил заехать на работу, чтобы передать ключи. Так как М. не собирался в тот день выходить на работу, с утра он выпил кружку пива, но пьяным не был. На выходе с завода его остановила охрана, был составлен акт о нахождении в нетрезвом состоянии.

При рассмотрении дела в суде показания М. подтвердились. Он действительно находился в отпуске без сохранения заработной платы и приехал на завод по просьбе руководителя. В объяснительной работник также все это написал.

Суд удовлетворил исковые требования, восстановив М. на работе и взыскав в его пользу заработок за время вынужденного прогула.

Комментарий:

Если бы работодатель обратил внимание на указание в объяснительной работника того обстоятельства, что он приезжал на предприятие в свой нерабочий день, и выяснил этот факт - вполне возможно, что заведомо незаконное увольнение не состоялось бы. И не возник бы трудовой спор, который работодатель в результате проиграл.

Как написать претензию работодателю о невыплате заработной платы

Претензия на выплату заработной платы — требование работником своего заработка, оформленное письменно в адрес работодателя. Является доказательством попытки досудебного урегулирования спора. Это первый шаг на пути борьбы за свою зарплату и «последнее китайское предупреждение» перед битвой за справедливость.

Документооборот Законодательство Оплата труда Трудовые споры

04 Мая 2021 в 10:12

Как создать комиссию по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам на предприятии — это коллегиальный орган, который рассматривает проблемные рабочие ситуации в компании и выносит по ним решения.

Законодательство Проверки Трудовая дисциплина Трудовые споры Увольнение

14 Сентября 2020 в 10:49

Как подать иск в суд на работодателя

Исковое заявление на работодателя в суд — это письменная форма выражения претензии работника к нанимателю. Обращение содержит просьбу о защите трудовых прав, нарушенных в процессе выполнения должностных обязанностей и при увольнении.

Гарантии и компенсации Законодательство Трудовые споры Увольнение

21 Августа 2020 в 16:50

Срок исковой давности по взысканию задолженности по зарплате

Срок исковой давности по взысканию заработной платы — это период, в течение которого работник может обратиться в суд, чтобы получить положенные, но не выплаченные денежные средства. Если установленное время подачи иска упустить, работодатель уйдет от ответственности.

Трудовые споры

19 Июля 2020 в 09:38

Примирительные процедуры при рассмотрении трудовых споров

Примирительные процедуры трудовых споров — это последовательность действий при попытке решения коллективного конфликта. Регламентированы они законодательством и обязательны к исполнению всеми сторонами конфликта.

Трудовые споры

05 Июля 2020 в 10:37

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА