Как оформить самозанятого на работу
Самозанятость — относительно новый статус для граждан Российской Федерации, введённый в рамках эксперимента с 2019 года. В связи с этим у работодателей возникает много вопросов о том, как правильно оформить отношения с такими работниками. Рассмотрим ключевые моменты, касающиеся трудоустройства самозанятых лиц.
Можно ли принять на работу самозанятого по трудовому договору
Да, самозанятого оформляют на работу по трудовому договору.
Однако важно понимать разницу между статусом самозанятого и обычного работника.
Самозанятые лица работают на себя, они самостоятельно регистрируются в налоговых органах и платят налог на профессиональный доход (НПД). При этом их деятельность регулируется Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ, а не Трудовым кодексом РФ.
Принятие на работу сотрудника-самозанятого подразумевает заключение трудового договора, который станет регулировать взаимоотношения работодателя и работника согласно нормам ТК РФ. Это означает, что работодатель обязан обеспечить все социальные гарантии, предусмотренные законом: оплату больничных листов, отпускных, взносов в Социальный фонд РФ и другие обязательные платежи.
Как принять на работу самозанятого
Принять на работу самозанятого или нанять его как исполнителя — разные вещи. Плательщик налога на профессиональный доход является физическим лицом, и если компания намеревается оформить с ним трудовые отношения, то процесс ничем не отличается от стандартного приема на работу:
- Заключение трудового договора.
- Отправка отчетности.
- Ведение кадрового учета. Все документы, связанные с приемом на работу, должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства: приказ о приеме, личная карточка (если в компании она еще ведется), запись в трудовой книжке и др.
- Оплата труда и удержание налогов. Заработную плату самозанятому выплачивает работодатель, при этом он еще удерживает НДФЛ и отчисляет страховые взносы.
Если же оформление происходит как заключение договора на оказание услуг, то необходимо проконтролировать грамотное оформление документов и соблюсти условия отношений.
В документах указывается не работодатель и работник, а заказчик и исполнитель. Исполнитель не выполняет должностные обязанности, а исполняет заказ или оказывает услугу. Оплата производится не 2 раза в месяц, а после подписания акта выполненных работ или услуг.

Бесплатно скачать бланк или образец этого документа в КонсультантПлюс! Скачать бесплатно
Нюансы приёма на работу самозанятого
Как я сказала ранее, оформление трудовых отношений с самозанятыми не отличается от трудоустройства обычного работника, но есть ограничения в таких отношениях:
- совмещение статуса самозанятого с работой по найму. Самозанятый имеет право работать по трудовому договору параллельно со своей деятельностью в качестве самозанятого. Но стоит отметить, что доходы от работы по найму не могут учитываться при расчете налога на профессиональный доход;
- самозанятому запрещено оказывать услуги своему же работодателю (п. 8 ч. 2 ст. 6 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ) даже после того, как уволится. Срок действия такого ограничения действует в течение 2 лет после расторжения трудовых отношений.
Например, я вправе работать руководителем отдела кадрового делопроизводства, но в свободное от работы время оказывать услуги по кадровому аудиту или проводить консультации другой компании.
Про этом компания, в которой я работаю, удерживает из моей заработной платы НДФЛ и отчисляет взносы, а я со своей частной деятельности отчисляю налог на профдеятельность, который составляет 4 % от работы с физическими лицами и 6 % при работе с юридическими.
В связи с тем, что компаниям выгодно работать с самозанятыми, все чаще встречаются вопросы, как оформить такие отношения. Но если это происходит из-за желания уйти от бюрократии и уплаты налогов, то стоит учесть, что с 01.01.2024 действует закон «О занятости населения в РФ», согласно которому для противодействия нелегальной занятости создаются комиссии и с 01.03.2024 они могут направлять данные в соответствующие органы для проведения проверок.
Сильно рискуют компании (Приказ Минтруда России от 02.02.2024 № 40н), которые:
- работают с более чем 10 плательщиками налога на профессиональный доход;
- средняя продолжительность работы с ними ― более 3 месяцев;
- доход самозанятых составляет более 20 000 рублей в месяц.
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Надо ли заключать трудовой договор с самозанятым?
Если вы хотите официально оформить отношения с самозанятым сотрудником, то — да, вам нужно заключить трудовой договор. Это позволит защитить права обеих сторон и избежать возможных проблем с контролирующими органами.
-
Какие налоги платит самозанятый при работе по трудовому договору?
Когда плательщик НПД работает по трудовому договору, он обязан платить НДФЛ, как и любой другой наемный работник. Кроме того, работодатель делает отчисления в СФР.
Как вы оформляете отношения с самозанятыми?