рубрики

Как организовать обучение персонала

24 Мая 2018 в 10:24
Обучение персонала — это один из элементов управления развитием сотрудников, одна из важнейших задач руководства компании. Развитие технологий производства и предоставления услуг диктует новые правила для работников. Ведь они должны идти в ногу со временем, постигая новые навыки и знания. Именно поэтому на предприятиях периодически организуются различные мероприятия по повышению уровня профессиональных знаний работающих там людей.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Подпишитесь на новости
Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять
самые важные статьи вам на
электронную почту

Темп развития технологий в самых разных хозяйственных сферах дает понять, что обучение персонала должно быть включено в стратегическое планирование компании. Оценка знаний сотрудников, а также проведение образовательных мероприятий должны носить плановый и систематический характер.

Обучение и развитие персонала

В настоящее время законодательством предусмотрено обязательное обучение и повышение квалификации лишь для некоторых категорий работников. Например, периодические курсы повышения квалификации должны проходить педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений, преподаватели вузов, медицинские работники и другие. Для этих специальностей существуют специально разработанные методики, установлена периодичность проведения оценки знаний и прохождения курсов и т. д.

Что касается других работников, то ответственность за их уровень знаний и навыков несет руководитель предприятия, а также ответственные за это сотрудники. В крупных компаниях создаются специальные отделы, отвечающие за профессиональное обучение и переподготовку персонала. В зависимости от специфики деятельности фирмы и ее масштабов создается своя система обучения персонала, включающая различные методики.

Сущность и цели

Обучение персонала на предприятии преследует множество важных целей:

  • внедрение новых технологий;
  • оптимизацию производства;
  • упрощение менеджмента;
  • выработку практических навыков на основе теоретических знаний;
  • подготовку сотрудников к качественно новым изменениям на предприятии.

Этот список далеко не полный и может варьироваться в зависимости от потребностей конкретной компании. Но практически во всех случаях руководство преследует цель повышения финансово-экономических показателей или, как минимум, поддержание существующего уровня финансового благополучия. Именно поэтому директора по персоналу отдают предпочтение не адаптации новых сотрудников, а повышению профессионального уровня уже работающих.

Оценка потребности в обучении

Специалист по обучению и развитию персонала в первую очередь должен определить необходимость образовательных мероприятий. Для этого могут применяться следующие методики:

  • анализ личного дела сотрудника — устанавливается, насколько давно он получил образование, а также проходил курсы повышения квалификации;
  • анализ деятельности работника — обычно проводится при принятии на работу нового специалиста;
  • сбор заявок на учебу — их могут подавать руководители отделов, а также сами сотрудники;
  • аттестация — по итогам такого оценивания знаний специальная комиссия может составить рекомендации по учебе.

Виды и методы обучения

Учеба сотрудников может быть организована силами предприятия или при помощи других, специализирующихся на этом компаний. Первый вариант является более предпочтительным по нескольким причинам:

  • внутреннее обойдется дешевле;
  • в качестве наставников могут выступать более опытные работники;
  • будет учтена специфика деятельности предприятия;
  • учеба будет производиться без отрыва от производства.

Явным минусом такого образовательного процесса будет отсутствие притока свежих идей и предложений по улучшению рабочего процесса. Поэтому игнорировать опыт специализированных учебных учреждений все же не рекомендуется. Тем более что авторитетные сотрудники тоже нуждаются в информационной подпитке.

Если занятия проводятся силами организации, то возможно использование следующих методов:

  • инструктаж — персонал получает информацию о том, как правильно использовать то или иное оборудование, а также о правилах техники безопасности;
  • наставничество — более опытный работник берет шефство над менее опытным;
  • ротация — перевод сотрудника на другую работу с целью освоения новых навыков и получения профессионального опыта.

Одной из форм наставничества можно считать так называемый «Shadowing», от английского слова «Shadow» — тень. Этот метод заключается в том, что кандидат на ту или иную должность прикрепляется к существующему работнику и наблюдает за выполнением рабочих процессов.

Образовательные мероприятия, проводимые сторонними организациями, могут составляться на основе следующих методов:

  • курсы повышения квалификации, семинары, тренинги;
  • конференции — предполагают обмен опытом с другими компаниями;
  • самообразование.

Формы обучения персонала также могут быть очень разными в зависимости от специфики деятельности:

  • лекции;
  • семинары;
  • дискуссии;
  • тренинги;
  • деловые игры и т. д.

Отдельно стоит сказать, что корпоративное обучение персонала способствует налаживанию положительного климата в коллективе и укреплению профессиональных связей.

Оценка эффективности обучения персонала

В конце учебы проводится оценка ее эффективности. Зачастую она организуется в форме экзамена, который может включать в себя несколько заданий. Например, тесты и отчеты. Однако проверкой знаний оценка эффективности не ограничивается. На некоторых предприятиях после учебы проводится активный мониторинг показателей эффективности труда, при этом в расчет берутся различные показатели. Начиная от скорости и продуктивности работы, а также увеличения экономических показателей, заканчивая положительными отзывами клиентов и партнеров.

Как организовать учебу

В первую очередь, директор по персоналу (обучение и организация этого процесса обычно лежит на нем) в кооперации с руководством должны разработать положение об аттестации. В нем указываются следующие сведения:

  • цели и задачи;
  • категории сотрудников, подлежащие оценке;
  • период проведения и график;
  • порядок проведения;
  • состав комиссии;
  • список ответственных лиц;
  • критерии оценивания;
  • сроки подведения итогов.

После утверждения этого документа с ним должны быть ознакомлены все сотрудники под подпись.

Затем начинается период подготовки к аттестации, во время которого подчиненные уведомляются о предстоящем оценивании и подают все необходимые документы. Довольно часто от работников требуется предоставить отчет о проделанной работе.

Логичным завершением подготовительного этапа является сама аттестация. По ее итогам сотрудник может быть направлен на учебу, понижен или уволен. В ходе аттестации заполняется протокол, содержащий информацию об экзаменуемом, а также весь ход опроса и результат.

Руководствуясь итогами оценивания, ответственные сотрудники принимают решение об организации учебы, а также о форме ее проведения. Составляется программа обучения персонала, а также приказ о направлении работников на учебу.

Приказ о направлении на учебу (бланк)

Скачать

В конце составляется протокол обучения персонала, в котором отражается:

  • кто проводил занятия;
  • какие знания получили специалисты;
  • прошел ли работник курс.

Документ заверяется подписями учащихся, а также ответственных за организацию сотрудников и руководителя.

План обучения персонала (пример)

Скачать

Образец программы обучения персонала

Скачать

Образец положения об аттестации

Скачать

 

Задайте вопрос экспертам
Методы мотивации персонала в организации

Мотивация персонала — это совокупность мотивов, побуждающих работников к удовлетворению своих потребностей за счет работы в данной организации. Трудовая мотивация — процесс побуждения работника к эффективному труду, позволяющему достичь целей самого работника, подразделения, в котором он трудится, и организации в целом. Предполагает мотивация сотрудников основные принципы и подходы, которые будут рассмотрены в данной статье.

Управление персоналом

18 Июня 2018 в 17:45

Как выстроить систему мотивации персонала

Система мотивации персонала — это механизм, направленный на удовлетворение потребностей работника с целью побуждения его к достижению целей организации. Управляя коллективом предприятия, руководитель и должностные лица, которым делегированы данные функции, стремятся направить поведение персонала в нужное организации направление. Добиться этого можно, выстроив грамотную систему мотивации. 

Управление персоналом

31 Мая 2018 в 16:20

Как организовать адаптацию персонала

Новичок приходит в организацию. Для него это стресс. Даже если он имеет опыт работы по данной профессии, специальности или должности, «дьявол кроется в деталях»: в каждой организации есть свои нюансы, которые могут испортить жизнь и стать непреодолимым препятствием на пути новичка. Здесь нам может помочь трудовая адаптация персонала.

Управление персоналом

09 Апреля 2018 в 15:51

Что такое KPI

Довольно часто специалисты по управлению персоналом сталкиваются с вопросом, что такое KPI и для чего он нужен. Что обозначает и как расшифровывается эта иностранная аббревиатура? И нужны ли вообще в российском бизнесе заимствованные системы управления персоналом?

Управление персоналом

03 Апреля 2018 в 13:57

Обучение охранников

«Ищу работу охранника с лицензией 4 разряд» — объявления с такой формулировкой часто встречаются на сайтах для соискателей. Трудиться в охране сейчас хотят многие. Это работа нелегкая, но востребованная и хорошо оплачиваемая. Что нужно знать, чтобы трудоустроиться на эту должность, читайте в статье.

Оценка персонала Управление персоналом Обучение и переподготовка

30 Марта 2018 в 10:15

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА