Как организовать воинский учет в организации
Работодатели всех форм собственности ведут воинский учет. Если эту работу выполнять неправильно — получите штраф. Разбираемся, как организовать воинский учет в организации и куда обращаться для разъяснений по формам отчетности.
Скачать образец плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан 2025 года
Скачать бланк направления для постановки на воинский учет
Скачать форму сведений о гражданине для передачи в военкомат
Нормативно-правовая база по воинскому учету в организации
У всех работодателей должно вестись служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета (ВУ), поскольку является общей обязанностью. Это нужно, чтобы помочь государству управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют эту сферу в 2025 году.
Порядок ВУ регламентируют нормативные акты:
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
- Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2017;
- Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700.
Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:
- общий воинский учет;
- специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как организовать учет военнообязанных сотрудников организации пошагово
Вот пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2025 году.
Шаг 1. Назначьте ответственное лицо
Работа начинается с издания приказа и назначения ответственного лица по воинской работе и лиц, которые будут выполнять обязанности ответственного во время отсутствия основного сотрудника.
Пример приказа:

В законодательстве четко не оговорено, кто ответственный за ведение в организации ВУР, но в основном учетно-призывная работа — обязанности отдела кадров.
На основании постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 ответственных назначают, исходя из следующих нормативов:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- 1 освобожденный работник — если военнообязанных от 500 до 2000 человек;
- 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии от 2000 до 4000 военнообязанных граждан;
- 1 освобожденный работник — на каждые последующие 3000 граждан, поставленных на учет.
Проект приказа согласуют с ВК, копию приказа об ответственных за работу с военнообязанными необходимо предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях в составе работников надо уведомлять ВК.
Для работника кадровой службы или иного лица разрабатывается должностная инструкция ответственного по ведению воинского учета в организациях, либо эти функциональные обязанности прописывают в трудовом договоре.
Шаг 2. Определите лиц, в отношении которых ведется воинский учет
Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- иностранные работники.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 719, Методическими рекомендациями, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2017, необходимо учитывать:
- мужчин призывного возраста (18–30 лет), не зачисленных в запас;
- представителей мужского пола, находящихся в запасе;
- сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
- лиц, освобожденных от призыва;
- мужчин старше 30 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
- граждан, уволенных из армии;
- работников, служивших альтернативно;
- женщин, получивших военные специальности.
Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, то работодателю придется в трехдневный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат. Форма этого документа утверждена совместным Приказом Министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:

Оборотная сторона:

Учтите, что в законодательстве отдельно не оговорено, нужно ли ставить на воинский учет внешнего совместителя, но и нет исключений в зависимости от типа договора или места работы. Поэтому все правила распространяются и на внешних совместителей.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ), то, помимо общего воинского, осуществляется еще и специальный. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к инструкции от 22.11.2021 № 700.
Шаг 3. Свяжитесь с местным комиссариатом
Если ВУР на предприятии раньше не велась, компания создана недавно и предстоит организовать воинский документооборот в организации с нуля, то для начала договоритесь о встрече в местном военном комиссариате. Сотрудники ВК проведут вводный инструктаж, выдадут методические указания и необходимые бланки, проконсультируют ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.
Шаг 4. Посетите мобилизационный сектор администрации района
Этот отдел администрации курирует работу по мобилизационной подготовке: готовит планы по мобилизационной подготовке, издает муниципальные нормативные акты и пр. Профильного перечня с задачами мобилизационного сектора в открытом доступе нет, поскольку такая информация содержит государственную тайну.
Сотрудники отдела разъяснят требования местных нормативных актов относительно обязанностей работодателей по выполнению требований организации мобилизационной подготовки населения.
Какие документы необходимы для военно-учетной работы в организации
Компания, где осуществляется ВУ, предоставляет в ВК:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, любые изменения данных у состоящих на учете сотрудников;
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), и ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет;
- форму 18 — карточку учета организации;
- списки запасников для сверки.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2 и карточка воинского учета, являются для:
- граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, справка взамен военного билета);
- граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Работодателю необходимо вести следующий перечень обязательных документов в организации по ведению воинского учета:
- приказ об организации воинского учета и бронирования;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию ГПЗ;
- карточку учета призывников и военнообязанных по форме № 10, ранее (до 08.01.2022) для учета использовали карточки Т-2 (приказ № 700);
- журнал проверок состояния воинского учета и бронирования ГПЗ;
- расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
- карточку учета организации (КУО) (форма № 18);
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.
Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. В соответствии с п. 27 Методических рекомендаций сотрудникам надо предоставить среди прочего справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.
Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.
Образец заполнения карточки учета по форме № 10:




Как оформить прием на работу военнообязанного гражданина
При приеме на работу в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса соискатель обязан предъявить военный билет, временное удостоверение или справку взамен его, исключение — иностранцы. На практике кандидаты иногда уклоняются от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т.д. В таком случае работодатель не вправе отказаться от заключения трудового договора с соискателем. Необходимо трудоустроить гражданина и уведомить военкомат по месту его прописки.
Отсутствие военного билета надо зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований Закона об учете военнообязанных.
Если военный билет имеется, то ответственное лицо снимает копию или сканирует его (заменяющий документ) полностью или со всех страниц, на которых есть записи.
При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительном военном билете или приписном свидетельстве. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация установлена на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна. Помните про необходимость выдачи сведений по форме, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2020 № 103, если работник подлежит учету. Такой бланк с заполненными данными выдают для предоставления в военкомат (работник несет его лично). И не важно, зарегистрировался гражданин по месту проживания (пребывания) или нет.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
В настоящее время бронирование сотрудников по воинскому учету осуществляется на основании следующих правовых актов:
- Указ Президента РФ № 890 от 14.08.1992 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях);
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Цель бронирования граждан работодателем — обеспечить бесперебойную работу различных организаций, органов власти и органов местного самоуправления на период мобилизации и в военное время.
Вот инструкция по бронированию граждан, пребывающих в запасе в 2025 году:
- Узнайте в территориальной комиссии по бронированию, относитесь ли вы к тем, кто вправе бронировать граждан (этой информации нет в открытом доступе).
- Издайте приказ о назначении ответственного за бронирование работника (это может быть как ответственный за воинский учет, так и другой работник), согласуйте проект такого приказа с военным комиссаром.
- Составьте новый план по ведению воинского учета и бронированию граждан, учтите в нем мероприятия по бронированию граждан.
- Составьте список работников, которых будете бронировать, в свободной форме и предоставьте его в военкомат.
- Оформите отсрочки от призыва забронированных работников по правилам, которые вам расскажут в военкомате.
Инструкция по воинскому учету включает в себя отдельное направление — порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, организацией, осуществляющей учет. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение и контроль за всем осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов. Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ: профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.
Какие отчеты сдают работодатели по воинскому учету
Компании готовят отчеты по учету в:
- федеральные органы государственной власти или головной офис;
- городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.
Одновременно методические рекомендации по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в 2025 году требуют ежегодно сдавать:
- составленный по форме № 6 отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе;
- доклад (пояснительную записку) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
- карточку учета (форма № 18).
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.
Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18:

Контроль за ведением воинского учета
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) осуществляется один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту представляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя и должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков сотрудников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. — на должностное лицо и от 350 000 до 400 000 руб. — на организацию.
За непредоставление сведений для ВУ назначат штраф по ст. 21.4 КоАП РФ — от 40 000 до 50 000 руб.