Скачать образец заявления на аннулирование ЭП для юрлица
Скачать образец заявления на аннулирование ЭП для физлица
Зачем нужна
Электронная подпись — это цифровой аналог собственноручной подписи составителя или владельца документа, криптографический элемент защиты подготовленной в электронном формате информации.
Прежде чем уточнить, можно ли отозвать электронную подпись, сформулируем преимущества личных цифровых ключей. Основным достоинством ЭП является то, что ее практически невозможно подделать. Она подтверждает факт подписания документа определенным лицом. Правильное использование практически не допускает возможных махинаций и мошенничества.
Установлены следующие виды ЭП, которые регулируются Федеральным законом № 63-ФЗ от 06.04.2011:
- простая;
- усиленная.
При этом усиленная ЭП бывает квалифицированной и неквалифицированной. Простые и неквалифицированные заменяют бумажный документ, подписанный собственноручно. Усиленная ЭП рассматривается как аналог документа с печатью. Это дает возможность физическим лицам пользоваться всеми государственными системами не выходя из дома. А юридические лица с ее помощью могут участвовать в торгах, госзакупках, сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетности.
Причины отзыва ЭП
Существуют определенные причины, по которым ЭП может быть признана недействительной или аннулирована вовсе. В п. 6 статьи 63 Федерального закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 описано, по какой причине удостоверяющий центр отзывает сертификат:
- собственное желание пользователя;
- увольнение работника, на которого была оформлена ЭП;
- изменение данных о пользователе;
- утеря ключа, его кража;
- поломка носителя цифровой криптографической подписи, обнаружение в нем ошибок;
- истечение срока действия ключа;
- отзыв доверенности пользователя УЦ;
- центр прекратил свою работу;
- оформленная ЭП уже используется;
- по решению суда;
- другие случаи, установленные законодательством и аккредитованным УЦ.
Порядок действий при отзыве
В зависимости от вида и владельца ЭП, существуют разные способы ее аннулирования.
Как отозвать сертификат ЭЦП в Казначействе
Собственноручно:
- Заполнить специальную форму, утвержденную Приказом Федерального казначейства (Приказ № 261 от 14.09.2018).
- Подписать.
- Отнести в УЦ Казначейства.
В электронном виде:
- На сайте Казначейства зайти в раздел «Изменение статуса сертификата».
- Выбрать пункт «Прекратить действие сертификата».
- Выбрать причину отзыва.
- Нажать кнопку «Сформировать заявление».
- Заполнить все поля открывшейся формы.
- Подписать и отправить.
Как отозвать электронную подпись в Сбербанке
Порядок действий:
- В личном кабинете открыть вкладку «Пользователи».
- Нажать «Сертификаты».
- Выбрать нужный.
- Указать причину.
- Нажать «Аннулировать».
- Подписать и «Завершить».
Как отозвать сертификат ЭЦП налоговой
Порядок действий:
- Связаться с УЦ и оформить заявку по телефону.
- Получить документ на электронную почту.
- Направить в УЦ заполненное и подписанное заявление.
- В ответном письме придет информация об отзыве сертификата.
Как отозвать электронную подпись физическому лицу
Порядок действий:
- Лично явиться в центр, выдавший ЭП.
- Получить и заполнить форму бланков.
- Поставить свою визу и отдать оператору.
На сайте каждой организации, выдавшей ЭП, размещена информация, как отозвать свою электронную подпись. Многие центры могут сформировать заявку по телефону.
После того как ключ ЭП будет аннулирован, работник центра должен оповестить об этом владельца.
Как отозвать ЭЦП при увольнении
Уволившийся сотрудник сам обращается в удостоверяющий центр и пишет заявление об аннулировании ЭП.

На сайте УЦ будет стоять отметка — электронная подпись, сертификат отозван.
Если бывший сотрудник не хочет ничего предпринимать, сделать это вправе его руководитель, обратившись в УЦ и написав заявление об отзыве.

Как долго и сколько стоит
Информация об отмене ключа заносится в реестр о недействительных ЭП. Вместе с этим указывается дата и время отзыва, а также извещается владелец. Информирование производится ориентировочно в течение семи рабочих дней со дня аннулирования центром ЭП.
Признать цифровой ключ недействительным ничего не будет стоить. А вот оформить ЭП заново обойдется в среднем от 3000 до 10 000 рублей.