Как отражаются излишки и недостачи при инвентаризации
Излишки — это товарно-материальные ценности, фактически выявленные при проведении инвентаризации в организации, при этом отсутствующие в учете. Недостачи, наоборот, есть в учете, а фактически не обнаружены. Все расхождения по факту наличия ТМЦ отражаются на основании приказа директора.
Причины появления излишков и недостач
Регулярно компании проводят фактическую проверку остатков и сопоставляют их с учетными значениями. При подсчетах возникают излишки и недостачи по результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей.
Краткий порядок проведения инвентаризации:
- На основании приказа директор назначает комиссию.
- Комиссия подсчитывает остатки материальных ценностей.
- Заносит данные в инвентаризационные описи.
- При наличии расхождений оформляет сличительные ведомости.
- Берет пояснения с материально ответственных лиц по выявленным расхождениям.
- Предоставляет результаты руководителю.
По решению директора издается приказ по итогам инвентаризации об излишках и недостачах на предприятии.

Причинами обнаружения ценностей, которые не числятся в учете, бывают:
- ошибки в подсчетах или при отпуске в производство;
- неотраженные поставки (например, товар пришел без документов, фактически приняли на склад, а к учету не приняли);
- увеличенные нормы расхода (по учету списывается, а фактически материал остается) и т. д.
Бывает, когда излишки и недостачи при инвентаризации не выявлены комиссией. В такой ситуации корректировки в учете не делаются.
Возможные причины фактического отсутствия ценностей:
- потери в рамках естественной убыли;
- некорректный складской учет или хранение;
- кражи;
- непредвиденные ситуации (протекла крыша, пожар) и т. д.
Стандартные проводки излишков и недостач при инвентаризации осуществляются через счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно отразить результаты инвентаризации.
Как оформить и учесть излишки
Записи в учете оформляются на основании приказа руководителя. Их относят на прочие доходы в периоде выявления по текущей рыночной стоимости (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если в ходе подсчетов вы нашли лишний килограмм сахара, то сложностей с определением рыночной цены не возникнет. А если найдено основное средство, возникают сложности. В этой ситуации поможет привлеченный независимый оценщик.
Используемые проводки:
- Дт 10 (41, 43, 50 и др.) Кт 91 «Прочие доходы» — оприходованы найденные в ходе подсчетов товары, материалы, готовая продукция по рыночной стоимости.
Как оформить и учесть недостачи
Фактическое отсутствие товарно-материальных ценностей оформляется на основании приказа директора компании. Результаты работы комиссии по отсутствующим товарам, материалам оформите в протоколе, к нему приложите объяснения причин отсутствия и вынесите предложения директору по списанию утраченных ценностей. Также отсутствие ТМЦ имеет смысл заактировать, оформив документ в форме, утвержденной учетной политикой.
Например, проводка, отражающая недостачу готовой продукции при инвентаризации, следующая:
- Дт 94 Кт 43 — выявлено отсутствие готовой продукции на складе;
- Дт 91 «Прочие расходы» Кт 94 — списаны потери ТМЦ сверх норм естественной убыли
Зачет недостач излишками по пересортице
Возможен зачет недостач излишками по пересортице при инвентаризации на предприятии.
Бухгалтерский учет допускает подобную ситуацию, налоговый учет излишков и недостач при инвентаризации оформляется не одной, а двумя операциями: списание недостающих ТМЦ и оприходование имеющихся. Убытки в пределах норм естественной убыли учитываются для целей налога на прибыль в составе материальных расходов на момент завершения инвентаризации.