Как отразить справку об инвалидности в 1С
Если у вас работает инвалид, то ему надо обеспечить особые условия труда. Узнайте у работника, какую группу ему установили, и обязательно проведите справку об инвалидности в 1С. Рассказываем, как это сделать.
Зачем документировать справку об инвалидности в 1С
Создание условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов — прямая обязанность работодателя (ч. 2 ст. 11, п. 2 ч. 2 ст. 24 181-ФЗ от 24.11.1995, ч. 10 ст. 216.1 ТК РФ). Как только работодатель получит ИПРА, ему надо проверить степень выраженности ограничения способности к труду и продумать особый порядок работы для инвалида:
- Если 3-я степень и есть противопоказания к работе, то придется расторгнуть трудовой договор по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
- Если 3-я степень, но работник сохранил способность к выполнению элементарной работы с помощью других людей, то надо действовать по рекомендациям из ИПРА.
- Если установили ограничения 1 или 2-й степени, то работодатель тоже руководствуется программой реабилитации.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какая материальная помощь предоставляется инвалидам. Используйте эти инструкции бесплатно.
А вот как работодатель обеспечивает возможность продолжать трудиться инвалиду — принимает дополнительные меры разумного приспособления (п. 4, 5 Методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости, утв. Приказом Минтруда № 777 от 09.11.2017). Среди возможных мер:
- приспособление служебного помещения для работника с инвалидностью;
- оборудование рабочего места под нужды инвалида;
- предоставление необходимой информации для работы в доступной форме;
- изменение режима работы;
- предоставление наставника.
К документам инвалида относят:
- справку об инвалидности, а если потеряли или испортили справку — ее дубликат (п. 46 Правил из ПП РФ № 588 от 05.04.2022, п. 1 Приказа Минздрава № 1031н от 24.11.2010, п. 9 Порядка составления формы справки из Приказа № 10321н);
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации в электронной форме (ст. 11 181-ФЗ, п. 46 Правил № 588н, Приказ Минтруда № 486н от 13.06.2017).
Если сотрудник-инвалид представил документы уже после трудоустройства, то работодателю следует письменно зафиксировать факт и дату их подачи. Для этого составляют акт в произвольной форме. Этим руководитель сможет подтвердить, что до определенной даты информация об инвалидности сотрудника отсутствовала — у компании не было оснований для создания необходимых условий труда.
Не забывайте, что работник вправе отказаться от определенного мероприятия из ИПРА или полной реализации программы (ч. 5 ст. 11 181-ФЗ). Тогда вы освобождаетесь от ответственности за исполнение ИПРА (ч. 7 ст. 11 181-ФЗ). Но надо попросить сотрудника-инвалида подготовить письменный отказ: например, составить заявление. Таким способом работодатель документально обоснует правомерность своих действий и невыполнение ИПРА.
Кроме специальных условий труда, инвалиду надо установить особый график работы. Инвалиды работают не более 35 часов в неделю, а время их работы является сокращенным (ст. 23 ТК РФ). Такой формат предполагает уменьшение нормы рабочего времени для конкретного работника с инвалидностью.
Чтобы задать рабочее время инвалиду, надо проверить настройки кадрового учета в 1С. Посмотрите, разрешает ли программа использовать работу по неполной ставке. Вот как это сделать:
- Зайдите в настройки.
- Найдите кадровый учет.
- Поставьте отметку «Используется работа по неполной ставке».

Затем надо создать график работы для сотрудника-инвалида. Снова зайдите в настройки — в графики работы сотрудников. Сформируйте новый график и нажмите на кнопку изменения свойств. Задайте в свойствах неполное рабочее время и неполный рабочий день. А в строке «Считать норму по другому графику» выберите пятидневку, то есть стандартную 40-часовую рабочую неделю. Вид времени — сокращенное в соответствии с законом. После этого в табеле начнет проставляться кодировка ЛЧ.

Теперь зайдите в график работы для инвалидов. Заполните таблицу, нажав кнопку, запишите и сохраните документ.

Как ввести справку в 1С
Пошаговая инструкция, как внести справку об инвалидности в 1С:
Шаг 1. Зайдите в справочник «Сотрудники» через раздел «Кадры». Откройте карточку нужного работника. Перейдите по гиперссылке «Страхование».

Шаг 2. В «Страховании» найдите блок сведений об инвалидности. Отметьте в нем информацию из справки. Укажите период — дату начала и дату окончания инвалидности. Дату окончания справки пропишите в строке «Срок действия справки». Если сотруднику выдали бессрочную справку об инвалидности, то не заполняйте эту строку.

Сведения об инвалидности начнут действовать с того месяца, в котором вы ввели справку в 1С. Если данные по сотруднику изменятся, то скорректируйте информацию в программе. Нажмите «Изменить», исправьте дату справки или введите новые сведения.