Как получить справку об инвалидности
Гражданину, у которого есть стойкие нарушения здоровья, выдают справку МСЭК об инвалидности, подтверждающую его состояние. Но если у человека изменились персональные данные или он потерял документ, понадобится дубликат. И получить его сравнительно легко.
Кому и зачем понадобится справка об инвалидности
Чаще всего справка об инвалидности в Москве, Севастополе, Санкт-Петербурге и любом другом городе необходима для оформления льгот и получения материальной помощи от властей. Они разные — от ежемесячных пенсий, скидок на услуги ЖКХ и налоговых льгот до предоставления бесплатных гигиенических средств и компенсации самостоятельно закупленных средств реабилитации.
Если речь идет о частичной потере здоровья, и человек продолжает работать, он вправе на основании бессрочной справки об инвалидности или документа с определенным сроком действия просить у работодателя некоторые преференции. Список гарантий прописан в ТК РФ, и среди них:
- сокращенная рабочая неделя;
- увеличенный оплачиваемый отпуск;
- особые условия привлечения к работе сверхурочно, в ночное время, выходные и праздники.
Помимо этого, родственникам, которые ухаживают за инвалидом, оформить справку об инвалидности необходимо для получения права на досрочную пенсию, представления его интересов, иных целей.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности условий труда, приема и увольнения работника-инвалида. Используйте эти инструкции бесплатно.
Кто вправе запросить справку
В зависимости от ситуации, справку на комиссию по инвалидности взрослого человека вправе запрашивать либо сам гражданин, либо его представители. Например, если он самостоятельно не передвигается (лежачий).
Если проблемы со здоровьем у несовершеннолетнего, документы смогут оформлять его родители, опекуны, усыновители. Ребенку их не предоставят.
Где и как получить справку об инвалидности
После проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) врачи выдадут ее по установленной форме.
Другое дело, если такой документ ранее предоставили, но в нем устарели персональные данные или гражданин его потерял. Организация и врачи, кто выдает справку об инвалидности, те же — территориальное бюро МСЭ, но процедура в этот раз отличается. В частности, не придется заново проходить обследования, достаточно обратиться лично или через электронные системы в бюро, и чиновники подготовят новый документ.
Как обратиться онлайн
Электронные системы, через которые бюро МСЭ принимает заявления на подготовку дубликатов ранее выданных документов, — это Федеральный реестр инвалидов и портал Госуслуги.

У каждой из систем есть личные кабинеты, доступные зарегистрированным пользователям. В них уже содержатся все необходимые сведения об инвалиде, поэтому заявление готовится очень быстро. Единственное, что необходимо вспомнить, — информацию о месте и дате проведения экспертизы. Если таких сведений нет, отказать в выдаче дубликата не смогут, но время, сколько делается справка об инвалидности, увеличат, чтобы найти нужную информацию.
Как обратиться лично
Если вы предпочитаете обращаться лично в бюро, уточните приемное время по вопросу оформления дубликата. С собой обязательно возьмите паспорт, СНИЛС, ранее выданный документ (при наличии). Если вы являетесь представителем инвалида, соберите аналогичные документы и на него. Плюс доверенность в простой письменной форме: ее часто требуют в бюро.
Срок изготовления справки об инвалидности
В нормативных документах указан конкретный срок, сколько ждать справку об инвалидности, — 30 рабочих дней с даты регистрации заявления (пункт 58 Постановления Правительства от 05.04.2022 № 588). Но он увеличится, если какие данные о ранее проведенной экспертизе не предоставлены.
Получить дубликат вы сможете только на бумажном носителе, в электронном виде его не существует. Если вы обратитесь онлайн, о дате и месте выдачи документа сообщат через личный кабинет. Если пойдете в бюро лично, вам сразу скажут, когда приходить в следующий раз.