Как получить справку самозанятого
Плательщику НПД для подтверждения статуса или дохода может потребоваться справка самозанятого, которая доступна в электронном виде. Рассказываем, что это за документ и как его получить за несколько минут.
Что это за справка
Чтобы приобрести статус самозанятого, физические лица, в том числе ИП, вправе перейти на специальный налоговый режим. Для этого необходимо встать на учет в ФНС в качестве плательщика налога на профессиональный доход (ч. 1 ст. 5 ФЗ № 422 от 27.11.2018).
Поскольку самозанятые — сами себе работодатели, подтвердить собственные доходы при помощи документа о доходах (приложение к 6-НДФЛ), как нанятые работники, они не вправе. Но у них есть возможность показать уровень дохода при помощи специальной выписки самозанятого (письмо ФНС РФ в № СД-4-3/10848 от 05.06.2019).
Чтобы подтвердить статус и доходы, граждане, работающие на себя, обязаны получить один из двух видов выписки, форму которых утвердили в вышеназванном письме ФНС:
- для подтверждения статуса — справка о постановке на учет самозанятого в качестве плательщика НПД (код по КНД 1122035);
- для подтверждения доходов — выписка о состоянии расчетов по НПД (код по КНД 1122036).
Зачем нужна справка плательщику НПД
Обычно граждане, работающие на себя, самостоятельно определяют, нужна ли справка самозанятым, — все зависит от конкретной ситуации. Чаще всего в разных ведомствах плательщику НПД требуется подтвердить доход. Документ о его подтверждении понадобится в следующих ситуациях:
- для получения кредита или ипотеки;
- для обращения за пособиями в отдел социальной защиты населения;
- для доказательства уровня доходов при взыскании алиментов;
- для иных ситуаций, в которых необходимо указать сумму, полученную от профессиональной деятельности.
Другая форма выписки, подтверждающая регистрацию гражданина в качестве самозанятого, обычно требуется в двух случаях. Первый — при заключении договора с ООО или ИП. Она позволит заказчику (юрлицу или предпринимателю) не платить за гражданина налог на доходы физлиц и не начислять взносы. Еще один случай — при участии в госзакупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ. В этой ситуации документ позволит доказать, что гражданин применяет специальный налоговый режим.
Есть два варианта, где взять справку самозанятого: попросить ее бумажный вариант в налоговой инспекции или сформировать в электронном виде. Цифровой документ позже при необходимости есть возможность вывести на бумагу. Дополнительно заверять его не нужно, выписка уже подписана электронной цифровой подписью ФНС. Юридическая сила электронной выписки равнозначна бумажным документам, выданным в Налоговой инспекции (письмо ФНС № ЕД-4-20/18515 от 13.09.2019).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить договор с самозанятым лицом, и указывать ли этот статус в договоре, а также как подтвердить обоснованность неудержания у него НДФЛ и неначисления страховых взносов. Используйте эти инструкции бесплатно.
Где брать справку самозанятым
Есть два оптимальных способа: в приложении «Мой налог» и в личном кабинете плательщика НПД на сайте ФНС. В этих интернет-сервисах есть возможность выбрать любую выписку:
- о регистрации плательщика НПД в ФНС;
- о полученных доходах.
Вот пошаговая инструкция, как получить справку самозанятого через личный кабинет на сайте ФНС.
Шаг 1. Войдите в личный кабинет плательщика НПД (по номеру телефона, при помощи ИНН и пароля или через Госуслуги).

Шаг 2. Выберите раздел «Настройки», затем подраздел «Справки».
Шаг 3. В этом подразделе выберите вид документа — о постановке на учет по НПД или о состоянии расчетов по НПД. Выберите год, за который требуется выписка. Затем кликните «Сформировать».

Выписка формируется практически сразу, затем ее можно сохранить на компьютере.
А это подробный алгоритм, как сделать справку самозанятого о доходах через приложение «Мой налог»:
Шаг 1. Откройте приложение и выберите раздел «Настройки», затем подраздел «Справки».
Шаг 2. Выберите вид выписки, которая вам необходима, например о доходах.

Шаг 3. В открывшемся окне выберите, за какой период хотите сформировать выписку.

Шаг 4. Дождитесь, пока система сформирует документ. Сохраните его в формате pdf или отправьте контрагенту по имейлу или мессенджеру.
Организации или ИП, желающие заключить договор с самозанятым, вправе самостоятельно проверить, зарегистрирован ли он в налоговой. Достаточно узнать его ИНН. Такая проверка удобна, например, когда оплачивать услуги приходится не сразу после заключения соглашения. На момент выплаты вознаграждения человек уже мог сняться с учета в качестве плательщика НПД. Тогда заказчик обязан удержать с выплачиваемой суммы налог на доходы физлиц.
Вот пошаговая инструкция, как подтвердить самозанятость через сервис ФНС:
Шаг 1. Зайти на сайт ФНС и в колонке справа выбрать сервис «Проверить статус плательщика НПД».

Шаг 2. Ввести ИНН физлица.
Шаг 3. Выбрать дату, на которую хотите проверить статус.
Шаг 4. Кликнуть «Найти».

Шаг 5. Сервис выдаст результат, является ли человек плательщиком НПД на указанную дату.

Какие сведения содержатся в справке самозанятого
Сформированная в сервисе ФНС справка регистрации самозанятого содержит следующие сведения:
- фамилия, имя и отчество плательщика НПД;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- данные удостоверения личности (паспорта);
- адрес регистрации по месту жительства;
- дата регистрации в качестве плательщика НПД;
- название инспекции ФНС, к которой относится гражданин по месту жительства.
Кроме того, после всех основных сведений внизу документа, подтверждающего самозанятость, расположена усиленная ЭЦП Федеральной налоговой службы.

В выписке о доходах сведения аналогичные, дополнительно размещены две таблицы — с суммами, полученными гражданином по месяцам, с общей суммой дохода и налога за год, недоимкой, задолженностью по пеням и штрафам.
