187 0

Как правильно указать основания для издания приказа

Образцы документов Разбираем на примерах Делопроизводство

Основание для издания приказа — это объяснение, почему и с какой целью понадобился документ. Его стоит оформлять предельно лаконично и четко, чтобы у читающего не возникало дополнительных вопросов.

НПА, регламентирующие правила оформления приказов

Во многих статьях Трудового кодекса РФ есть отсылка на необходимость издания приказа, но правила его оформления на бумаге подробно прописаны, пожалуй, только в одном документе — ГОСТ Р 7.0.97-2016, который начал действовать с лета 2017 г.

Обратите внимание: законодательство, в частности, Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ о стандартизации, разрешает использовать ГОСТ, но не обязывает руководствоваться только им. По этой причине в каждой организации вправе подготовить инструкции по делопроизводству по собственному усмотрению. К примеру, дополнить бланк новыми графами или выделить отдельные элементы заглавными буквами, жирным шрифтом.

Единственное, о чем стоит помнить, — приказы часто попадают в руки других людей, а не только тех, кто занимался их разработкой, изданием или утверждением. Поэтому следует ориентироваться на общепринятые нормы, чтобы документы получались понятными любому «пользователю».

ВАЖНО!
Мне не часто попадались приказы, где не имелось бы объяснения для издания какого-то решения. Но, по закону, разрешается не писать основания, если руководство считает, что распорядительная часть не нуждается в дополнительных разъяснениях. Не рекомендуем злоупотреблять такой возможностью, поскольку решения должны быть обоснованы. Тогда к ним не возникнет претензий и вопросов ни со стороны сотрудников, ни со стороны проверяющих органов.

Что такое основание для издания приказа

Если опустить такие обязательные реквизиты, как дата, номер, место издания, наименование документа и его автор, то приказ состоит из двух основных частей — констатирующей и распорядительной. Констатирующая содержит основание, причины, цели издания документа, всегда заканчивается фразой «приказываю».

Основания бывают внутренними и внешними. К внутренним обоснованиям для издания распоряжения относят любые организационные изменения, решения, принимаемые в отношении отдельных работников или всего персонала, появление нового ЛНА. Т. е. внутренние основания — это все, что основывается на «хотелках» руководства конкретной компании.

В качестве внешнего обоснования — вступление в силу нового закона или указа, решения федеральных или региональных властей. Т. е. это любые обстоятельства извне, которые требуют изменений, дополнений или уточнений внутри организации.

Как правильно указывать основание в приказе

Обычно в теории все более-менее понятно, а на практике возникает множество вопросов, как корректно написать обоснование для издания документа. Есть несколько формулировок — шаблонов, с которых удобно начинать писать основание. Это такие фразы:

  • на основании (к примеру, решения совета директоров ООО «Clubtk.ru»);
  • во исполнение (например, Приказа Минюста России от 05.06.2024 № 180 «Об утверждении Порядка и сроков размещения некоммерческими организациями (за исключением политических партий) устава на информационном ресурсе Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»);
  • в соответствии (допустим, с Положением о премировании работников ООО «Clubtk.ru»);
  • с целью (к примеру, проведения внеплановой инвентаризации в ООО «Clubtk.ru»);
  • в связи (например, с производственной необходимостью).
ВАЖНО!
При подготовке бланков в электронном виде тоже стоит прописывать объяснения, причины принимаемого решения. Используйте заготовки, предложенные выше, или придумайте собственные варианты.

Покажем несколько вариантов, как выглядит основание приказа, оформленное с учетом общих требований ГОСТ.

187
Комментарии
  • 2024-06-11 13:01:50
    Не стоит придумывать, почему необходимо издать тот или иной приказ. Лучше написать все, как есть, чтобы потом не вспоминать, какой же была истинная причина для разработки и утверждения документа.
Мотрой Алена
Мотрой Алена
776 Публикаций
2913 Дней на портале
982 Комментариев
Климашевская Алена
Автор месяца Климашевская Алена
Похожие статьи

Когда я работала секретарем, коллеги часто обращались ко мне с вопросом о наличии лицензий у контрагентов. Узнала сама и расскажу вам, зачем нужна выписка из реестра лицензий и как ее получить через Госуслуги.

Читать дальше

Пока работодатели были обязаны вести личные карточки работников, казалось, что ничего сложнее, чем заполнять эти документы, нет. Но сейчас, когда есть выбор — отказаться от них или сохранить, кадровикам не легче. Ведь в случае отказа надо еще правильно составить приказ об отмене Т-2: так, чтобы проверяющие потом не нашли нарушений.

Читать дальше

Российское законодательство не запрещает россиянам получить вид на жительство в другой стране. Но скрывать это нельзя. Необходимо поставить в известность компетентные органы. Рассказываем, как направить уведомление МВД о виде на жительство в другой стране.

Читать дальше
Вам может быть интересно

Вопросы кадровому совету

Обсудить в соцсетях

+36804
Анастасия Дружинина
Анастасия Дружинина
Анастасия Дружинина
16.01.2025 в 17:23
Trade anger muscle inform iron couple bundle man.
Мадина Агафонова
Мадина Агафонова
Мадина Агафонова
16.01.2025 в 17:24
Mammal sea media supreme transfer.
Ирина Фомина
Ирина Фомина
Ирина Фомина
16.01.2025 в 17:41
Спасибо попробую
Amina Yudina
Amina Yudina
Amina Yudina
16.01.2025 в 21:34
Breeze total hollow marble final endless toddler robust.
Екатерина Ярошенко
Екатерина Ярошенко
Екатерина Ярошенко
16.01.2025 в 23:29
Подскажите, есть инструкция по заполнению отчета СЗВ стаж в 1 С ЗУП? Организация находится в РКС. Отчет делаю первый раз. Поделитесь, пожалуйста, опытом.
Присоединиться к беседе