рубрики

Как провести аудит персонала

11 Сентября 2018 в 13:01
Аудит персонала — это процедура, которую, как правило, проводят сторонние организации, специализирующиеся на консалтинге, так как здесь очень важен именно взгляд со стороны, оценка независимых экспертов. Основные вопросы, на которые можно получить ответы, многообразны. Насколько работники вашей организации соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования, опыту работы, могут ли они достигать целей, стоящих перед организацией? Правильно ли происходит управление этим важным ресурсом?
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Понятие аудита персонала и его виды

С помощью данной процедуры эксперты оценивают положение дел с кадрами в текущий момент и дают рекомендации по более рациональному их использованию.

Кадровый аудит персонала можно классифицировать по нескольким критериям: в зависимости от периодичности, объема проверки, уровня и способа проведения, методики анализа.

Каков будет объем проверки: будут ли аудиторы проверять все объекты (полный или системный), ограничатся лишь отдельной группой объектов (локальный) либо проверят совокупность объектов, связанных одной тематикой (тематический)?

Если проверке подлежит деятельность высшего менеджмента организации, наличие и содержание кадровой стратегии и политики организации, говорят о стратегической разновидности.

Если проверяют уровень линейных руководителей, организационные и психологические аспекты управления отдельными структурными подразделениями — это управленческий вид проверки.

Стратегию управления человеческими ресурсами разрабатывают топ-менеджеры, а тактикой должны владеть службы, функционально занимающиеся этим вопросом, поэтому определение эффективности работы таких служб — это тактическая проверка.

По периодичности проведения выделяют следующие виды аудита персонала:

  • первичный или первоначальный;
  • текущий;
  • регулярный;
  • оперативный;
  • разовый.

Цели и задачи

Люди — главный ресурс организации, и их деятельность должна быть направлена на достижение целей организации. Насколько эта деятельность эффективна — проверяется в ходе данной процедуры, то есть это ее основная цель. Попросту говоря, цель любой аналитической процедуры подобного рода — оценить текущую ситуацию, построить модель, как должно быть в соответствии с намеченными целями, и рекомендовать мероприятия по приведению объекта исследования в нужное состояние.

Соответственно, в рамках достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Анализ профессионально-квалификационной, половозрастной структуры работников.
  2. Оценка соответствия кадрового состава целям и задачам организации.
  3. Выявление причин отклонений и существующих проблем.
  4. Разработка рекомендаций по оптимизации кадрового состава.

Методы и технология проведения

В ходе проведения проверки необходимо изучить различные аспекты деятельности организации, связанные с управлением человеческими ресурсами. Работа эта объемная, сложная, поэтому применяются различные методы аудита персонала, чтобы охватить как можно больше источников информации.

Целью анализа является выяснить, как используется штатный состав предприятия, рационально ли тратится его рабочее время, насколько производителен труд работников, с каким качеством они работают, как этот труд оплачивается (аудит расчетов с персоналом по оплате труда), удовлетворены ли работники условиями труда.

Для этого изучают документы, отражающие основные параметры аудита по функциям управления персонала: подбор, расстановку, оценку, мотивацию и стимулирование, развитие, увольнение. При этом изучаются как локальные нормативные акты, отчетная документация, так и первичная документация по учету кадров, труда и его оплаты. Такие методы называются организационно-аналитическими.

Есть ряд нюансов, которые невозможно увидеть из официальных документов. Тогда в дело вступают социально-психологические методы: опросы работников, анкетирование, беседы, интервью с представителями различных категорий: рабочими, руководителями, специалистами.

И, наконец, используя метод сравнения, можно оценить, насколько эффективно работает служба управления персоналом предприятия, является ли предприятие конкурентоспособным, по сравнению с аналогичными предприятиями. Показатели предприятия сравниваются либо с законодательно установленными нормами и нормативами, либо с лучшими или средними показателями по группе аналогичных предприятий. Такие методы называются экономическими.

Аудит состоит из четырех этапов:

  1. Подготовка к проведению (определение целей, формирование рабочей группы, документальное оформление).
  2. Сбор информации (изучение документов, работа с сотрудниками, предварительная обработка собранных данных).
  3. Обработка и анализ информации.
  4. Заключительный этап (обобщение информации, представление выводов в виде экспертных заключений и рекомендаций).

Инструментарий

Из обзора методов и технологии проведения аудита можно понять, какие инструменты применяются при проведении данной процедуры. Это, прежде всего, изучение документов — первичных, отчетных. Далее — инструменты работы с людьми:

  • интервью, в том числе «выходные» — с увольняющимися работниками;
  • анкетирование;
  • опросы, беседы.

Еще один интересный инструмент — изучение внешних источников: статистических данных, отзывов о компании в средствах массовой информации, социальных сетях, на сайтах.

Для подведения промежуточных и окончательных итогов используются инструменты компьютерной обработки информации, в частности, пакет анализа данных программы Microsoft Excel, позволяющий проводить формирование выборки из генеральной совокупности, ранжировать статистические данные, строить линию тренда и многое другое.

Итоги проведения

В процессе аудита специалисты получают огромный объем ценного материала, который должным образом систематизируется и анализируется. Аудиторы должны предоставить заказчику оценки текущего состояния, выводы и рекомендации для проведения корректировок. Что должно содержаться в отчете об аудиторской проверке?

Прежде всего, пути совершенствования управления человеческим ресурсом организации, включающие в себя инновационные технологии.

Также даются предложения по оптимизации существующего документооборота, управленческих процедур, организационной структуры, бизнес-процессов.

Отдельные рекомендации даются службе управления персоналом и в плане организации работы самой службы, и в плане работы с кадровым составом.

Аудиторский отчет — это своего рода SWOT-анализ, оценка сильных и слабых сторон в деятельности организации, связанной с управлением человеческим капиталом.

 

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Как организовать адаптацию персонала

Профессиональная адаптация персонала — это взаимное привыкание работника и организации. Оно основывается на постепенном приспособлении к новым условиям труда — профессиональным, социальным и организационно-экономическим.

Управление персоналом

11 Февраля 2019 в 13:31

Как рассчитать коэффициент текучести кадров

Коэффициент текучести кадров — это показатель, который характеризует эффективность кадровой политики компании. Работник и работодатель — две стороны трудовых отношений, и зачастую эти отношения складываются неудачно. Результат — работник покидает организацию. Отчего это происходит? Как вовремя увидеть негативные тенденции? В этом специалистам, работающим с человеческим ресурсом компании, помогают определенные индикаторы.

23 Декабря 2018 в 14:27

Работников ожидает независимая оценка квалификации

Независимая оценка квалификации работника — это специальная процедура, по итогам прохождения которой человек получает официальный документ о соответствии (или несоответствии) его квалификации требованиям профессиональных стандартов. Оценка проходит исключительно в специальных центрах по направлению работодателя или желанию работника. Основополагающий документ в данной области — это Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ. Поговорим о его содержании подробнее.

Профстандарты Законодательство Актуально Оценка персонала

07 Декабря 2018 в 14:43

Пять с половиной условий удачного корпоратива

Наступил декабрь, на носу Новый год, а это значит, что кадровому специалисту пора… нет, не елку ставить (еще рано). Пора закупать подарки и готовиться к корпоративу. Как известно, начальство его специально организовывает, чтобы посмотреть, кто что выкинет, поэтому к проведению этого мероприятия нужно подойти тщательно, чтобы шефу все понравилось. Ну и чтобы работы случайно не лишиться.

01 Декабря 2018 в 10:06

Оценка и аттестация персонала: учимся их различать

Оценка и аттестация персонала — это инструменты управления человеческими ресурсами, которыми располагает руководство современных компаний. Как разработать и внедрить эти механизмы, расскажет наша статья.

Оценка персонала

26 Ноября 2018 в 13:38

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА