Плюсы и минусы группового собеседования
Современные работодатели часто задумываются о таком формате отбора персонала, но не всегда знают о его положительных и отрицательных сторонах, коллективное собеседование при приеме на работу имеет плюсы и минусы.
К минусам относят:
- энергозатратность;
- необходима тщательно продуманная подготовка, иначе имидж организации пострадает;
- специалисту, проводящему такое интервью, нужна подготовка и умение управлять группой людей.
К плюсам относят:
- экономию времени при проведении интервью;
- помогает оценить коммуникативные навыки соискателя;
- позволяет выявить особенности коммуникации между претендентами на должность.
Не рекомендуется приглашать на такой формат интервью большое количество соискателей, так как специалист, проводящий собеседование, не сможет запомнить и зафиксировать в памяти наиболее важные моменты в поведении кандидатов. Оптимальное количество претендентов на вакансию при групповом интервью оставляет от 6 до 10 человек. Конкретное количество определяют требования к должности.
Как организовать групповое собеседование
Если говорить о том, как проходит групповое собеседование, то все начинается с подготовки, то есть стандартного отбора откликов на вакансию и поиска подходящих резюме. Кандидатов отбирают в соответствии с критериями к вакансии. Собеседование такого формата состоит из двух частей: презентации компании и активности (деловые игры).
Если говорить о том, как провести групповое собеседование, то первая часть, презентационная, предполагает рассказ о компании, ее презентацию, которую подкрепляют слайдами, фотографиями, видеороликами и т.п. Структура первой части группового интервью выглядит так:
- Решение организационных моментов. Интервьюер рассказывает, сколько времени займет встреча, напомнит о возможности задать вопросы на групповом собеседовании при приеме на работу и получить на них ответы.
- Рассказ о компании. Об истории, бренде, преимуществах, продукции и т.п.
- Презентация выпускаемой продукции (если фирма что-то производит).
- Рассказ о ценностях, миссии, принципах работы организации.
- Рассказ о должности, ее основных задачах, возможностях. Тут же стоит упомянуть о графике работы, документах, необходимых для трудоустройства, о том, как проходит испытательный срок.
- Рассказ о компенсациях в фирме. Интервьюер говорит об оплате труда, премиальных выплатах, нематериальных бонусах.
В конце презентационной части собеседования специалист, его проводящий, дает возможность задать вопросы, обозначить соискателям право уйти, если вакансия по каким-либо причинам не подходит.
Вторая часть собеседования состоит из заданий, в которых кандидаты на должность проявляют навыки и качества.

Как пройти интервью
Если говорить о том, как пройти групповое собеседование успешно, то стоит придерживаться следующей тактики:
- Проявлять уверенность, ответственность и внимательность.
- Быть дружелюбным, вежливым, но отстаивать убеждения.
- Изучить перед интервью информацию о компании.
- Не проявлять излишнюю активность, настырность, агрессию.
- Излагать ответы на вопросы четким, простым и понятным языком.
- Стараться концентрировать внимание на одной задаче, не пытаться охватить все целиком.
- Помнить, что от кандидата ждут проявления умения работать в команде.
- Не спешить при ответах на вопросы, не перескакивать с одной мысли на другую.
- При решении задач стараться продемонстрировать навыки и умения.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие меры по защите персональных данных физлиц нужно принимать при обработке этих данных. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как проходит групповое интервью (пример)
Такие собеседования часто устраивают в фирмах, когда необходимо найти специалиста на должность менеджера по продажам, данный формат применяется при поиске сотрудников в «call-центры». Приглашая человека на групповое интервью, менеджер по подбору персонала обязательно сообщает ему, в каком формате проходит мероприятие.
В качестве примера разберем отбор кандидатов на должность менеджера по продажам в ООО «Clubtk.ru»:
- На интервью Анна, менеджер по подбору персонала, пригласила 6 человек.
- Далее она провела краткую презентацию компании, рассказала, что фирма работает с 2005 года, занимается производством и продажей пищевой пленки, в связи с расширением компании открыта вакансия менеджера по продажам.
- Затем Анна рассказала о регламенте собеседования таким образом: «Уважаемые коллеги, мы выбрали вас среди множества кандидатов и считаем, что вы лучше всего подходите на имеющуюся вакансию. Мы пригласили вас на групповое собеседование. Теперь о том, как оно будет проходить. Сейчас каждому из вас будет дано две минуты для того, чтобы вы рассказали о себе. От вас требуется сказать только самое важное, время ограничено, и отсчет будет вестись по таймеру: ровно 2 минуты. Пожалуйста, включите в свой рассказ одно, по вашему мнению, самое большое свое достижение в профессиональной деятельности».
- После знакомства с кандидатами начинается второй этап группового собеседования, который заключается в решении задач. Так как от менеджеров по продажам ждут умения продавать, то им предлагается разыграть сценку продажи чего-либо, в качестве продукта использовать не только продукцию, производимую компанией (она еще не изучена соискателем), а сотовый телефон или часы. Во время обыгрывания ситуации задействованные лица проявляют сомнения, возражают продавцу. Данное задание позволит проверить у кандидата умение презентовать, его способность вести диалог и выявит, доброжелателен он или нет.
- На заключительном этапе мероприятия Анна благодарит участников, дает контакты для обратной связи и сообщает о своем решении.
Нормативная база
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»