рубрики

Как сделать электронную подпись 

11 Июля 2018 в 12:58
Электронная цифровая подпись — это онлайн-аналог обычной подписи. Любой е-документ, подписанный ею, по своей юридической силе равен бумажному. С учетом тенденции по цифровизации это очень удобно. Кроме того, есть оговоренные законом ситуации, когда обязательно нужно сделать ЭЦП, чтобы вести бизнес. Расскажем, как создать электронную подпись и какая из них лучше.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

ЭЦП: что это такое и для чего используется

Первый нормативный акт, который ввел понятие и объяснял, что такое электронная подпись (ЭЦП) и как ее сделать, появился в России в начале 2002 года. Спустя 10 лет документ отменили. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63, который его заменил, действует до сих пор, и многие понятия в нем сохранились без изменений.

Что же это такое: ЭЦП? Это элемент защиты составленной в электронном формате информации, который приравнен к собственноручной подписи составителя или владельца документа. Она выполняет три главные задачи:

  • защищает информационные данные;
  • подтверждает (заверяет) информацию, переданную по телекоммуникационным каналам связи (Интернету);
  • позволяет идентифицировать составителя и подтвердить, что именно он является отправителем документов.

Когда для вас создают подпись, то фактически формируют последовательность определенных символов, которая является электронным ключом. Подтвердить его может только выданный одновременно ключ проверки. Еще одно понятие, которое нужно знать пользователям, — сертификат ключа проверки электронной подписи (простой или квалифицированной). Это документ, подтверждающий, что электронный ключ проверки сделали для владельца ЭЦП.

Для чего нужно сделать электронную цифровую подпись

В законе № 63-ФЗ сказано, что подписи бывают простыми и усиленными. Усиленные, в свою очередь, делятся на неквалифицированные и квалифицированные.

Простой ЭЦП пользуются редко, поскольку она выполняет только одну задачу — позволяет определить лицо, заверившее документ. Но ее можно сделать, чтобы пользоваться, например, для внутренних целей компании.

У усиленной неквалифицированной е-подписи вариантов применения больше: с ее помощью можно увидеть изменения, внесенные в документ. Но обычно к ней не предлагают сертификат ключа проверки.

Самое лучшее — сделать усиленную квалифицированную ЭЦП, поскольку она наиболее функциональна. Как гласит п. 1 ст. 6 закона № 63-ФЗ, документ, заверенный ею, признается юридически равным бумажному. Наличие подобного вида «автографов» требует и налоговое законодательство. Юридическим лицам она понадобится, чтобы:

  • отчитаться по налогам и сборам;
  • подать заявление на вычет;
  • участвовать в электронных торгах;
  • оформить трудовые отношения с дистанционным сотрудником;
  • совершить иные действия, предполагающие составление и подписание онлайн-документов.

Индивидуальным предпринимателям, правда, нужно подумать, хотят они сделать квалифицированную ЭЦП или нет. Ее наличие для ИП — в большей степени право: отчитываться перед налоговиками и иными органами они могут на бумажных носителях. Но если есть желание участвовать в закупках, взаимодействовать с органами власти, совершать юридически значимые действия с использованием е-документов, придется приобрести квалифицированную ЭП.

Отметим, что простая и неквалифицированная подписи тоже могут стать полноценной заменой собственноручной. Но только в том случае, когда их использование предусмотрено нормативными актами или соглашениями между участниками документооборота.

У одной компании может быть несколько видов ЭЦП разного уровня защищенности для различных ситуаций: законом это не запрещается. Поэтому можно приобрести отдельную подпись для сдачи отчетности, отдельную — для доступа к электронным площадкам, где осуществляются торги, отдельную — для работы с государственными информационными системами.

Как получить электронную подпись и сколько она стоит

Как сделать электронную подпись? ЭЦП могут сделать только в специальных удостоверяющих центрах, которым разрешено оказывать подобные услуги. Сейчас таких организаций насчитывается свыше 400 по всей стране.

Если вы уже выбрали какую-то, обязательно проверьте, чтобы у этой организации было действующее разрешение. Список аккредитованных организаций ведет Министерство связи и коммуникаций. Чиновники регулярно обновляют информацию, размещая ее на своем официальном сайте. Поэтому выбрать подходящий центр можно в онлайн-режиме.

После того как вы определились, куда обращаться, подготовьте необходимый в данном случае пакет документов. Если сделать ключи нужно для юридического лица, руководителю или уполномоченному лицу нужно предоставить:

  • заявление;
  • удостоверение личности заявителя, доверенность, если лицо действует от имени заявителя;
  • копии учредительных документов;
  • справку о регистрации в ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Если сделать подпись нужно индивидуальному предпринимателю, то в удостоверяющем центре потребуют:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • справки из ЕГРИП.

Заявления можно подавать в удостоверяющие центры, не отходя от компьютера. На многих сайтах есть возможность заполнить специальные заявки на получение любого вида ЭЦП. Общеустановленного образца обращения для всех заявителей нет, поэтому каждая организация разрабатывает такие формы самостоятельно. Но пакет документов придется предъявить лично, без этого ЭЦП и сертификат ключа проверки не выдадут.

Важный вопрос — сколько все это стоит. Самой дешевой ЭЦП, конечно, является простая: она обойдется примерно в 1000–1500 рублей. Но ее заказывают очень редко, поскольку пользоваться ею можно в ограниченных случаях. Чаще всего удостоверяющие центры продают усиленные квалифицированные ЭП. Но их цена варьирует в зависимости от того, в каких ситуациях ее планируется использовать. Например, за онлайн-ключи для сдачи отчетности ИП придется заплатить порядка 2000 рублей, а юридическому лицу — около 4000. Для участия в электронных торгах предварительно понадобится е-подпись стоимостью от 7000 до 25 000 рублей. Сориентироваться помогут каталоги услуг и прайсы на официальных сайтах удостоверяющих центров.

Как пользоваться

Как и где купить, сколько стоит, разобрались. Остается понять, как пользоваться. Саму ЭЦП и сертификат ключа проверки (если он предусмотрен) записывают на флешку или диск заявителя. Эти сведения переносятся на рабочий компьютер. При правильной инсталляции среди инструментов появится кнопка «Добавить цифровую подпись» или что-то подобное (в зависимости от формата документа и версии используемой программы надписи могут отличаться). Нажав на такую кнопку, вы получите корректно оформленный е-документ.

Подробнее, как подписать документ при помощи ЭЦП

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Подпишитесь на новости Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять самые важные статьи вам на электронную почту.
Вы в любой момент сможете отказаться от наших писем, если потеряете к ним интерес.
Кадровиков обязали принимать справки о несудимости в электронном виде

Электронный документооборот — это практически ежедневная практика современных организаций и предприятий. В кадровом делопроизводстве это различные журналы регистрации и иные учетные формы. В этот перечень добавлен еще один документ, который кадровик должен будет принять в электронном виде.

Актуально Документооборот

10 Сентября 2018 в 13:20

Печать для ИП: требования-2018

Печать ИП - это приспособление, оставляющее отпечаток, заверяющий подпись индивидуального предпринимателя. В каких случаях нужна печать для ИП (требования 2018 по оформлению документации) - в нашем материале.

Делопроизводство Документооборот

03 Сентября 2018 в 13:36

Правила внутреннего трудового распорядка 2018

Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) — это обязательный нормативный документ, который разрабатывается и утверждается работодателем. Он должен быть в любой организации независимо от формы собственности и размеров, в том числе у индивидуальных предпринимателей.

Документооборот

01 Сентября 2018 в 14:30

Кадровая отчетность в 2018 году: календарь кадровика

Среди обязанностей большинства кадровых специалистов — не только забота о персонале и корректное ведение кадровой документации, но и сдача отчетности. Регулярно возникают вопросы, конкретно какие отчеты нужно делать специалисту отдела кадров. Чтобы ни один отчет не упустить, предлагаем воспользоваться разработанным нами календарем. Он подскажет, какие отчеты сдает кадровик и куда, а также поможет правильно их заполнить. Скачайте календарь кадровика себе на рабочий стол.

Отчетность Актуально

25 Августа 2018 в 16:26

Доверенность: понятие и особенности

Доверенность — это документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для подтверждения полномочий и представительства перед третьими лицами (ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Практически каждому человеку приходилось поручать другому исполнить за него какие-либо действия. Но, в отличие от мелких бытовых поручений, для того чтобы исполнить от лица другого человека юридически значимые действия, необходимо письменное подтверждение полномочий на совершение таких действий.

Документооборот

14 Августа 2018 в 12:36

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА