Как сделать электронную подпись 

05 Сентября 2017 в 11:24
Любой е-документ, под которым стоит электронная цифровая подпись, по своей юридической силе равен бумажному. С учетом тенденции по цифровизации это очень удобно. Кроме того, есть оговоренные законом ситуации, когда предприниматель обязан получить ЭЦП. Как это сделать, и какую подпись лучше выбрать, сейчас расскажем.
Оглавление
Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
Подпишитесь на новости
Клуба кадровиков
Раз в неделю мы будем отправлять
самые важные статьи вам на
электронную почту

Законодательные основы ЭЦП

Первый нормативный акт, который ввел понятие и объяснял, что такое электронная подпись, появился в РФ в начале 2002 года. Спустя 10 лет документ отменили. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63, который его заменил, действует до сих пор, и многие понятия в нем сохранились без изменений.

Итак, ЭЦП, что это такое? Это элемент защиты составленной в электронном формате информации, приравненный к собственноручной подписи составителя или владельца документа. То есть ЭЦП выполняет три главные задачи:

  • защищает данные;
  • подтверждает (заверяет) информацию;
  • позволяет идентифицировать составителя.

Создает подпись электронный ключ — последовательность определенных символов. Подтвердить его позволяет ключ проверки. Еще одно понятие, которое часто встречается, — сертификат ключа проверки электронной подписи (простой или квалифицированный). Это документ, подтверждающий, что электронный ключ проверки выдан владельцу ЭЦП.

Разновидности и требования по применению ЭЦП

Закон № 63-ФЗ делит подписи на простые и усиленные. Усиленные, в свою очередь, бывают неквалифицированными и квалифицированными.

Простая ЭЦП используется редко, поскольку выполняет только одну задачу — позволяет определить лицо, заверившее документ. Но и ее можно использовать, например, для внутренних целей компании.

У усиленной неквалифицированной е-подписи возможности немного шире: с ее помощью можно увидеть изменения, внесенные в документ, но обычно к ней не предлагают сертификат ключа проверки.

Самая функциональная — это усиленная квалифицированная ЭЦП. Как гласит п.1 ст. 6 закона, документ, заверенный такой подписью, признается равным бумажному. Наличие подобного вида «автографов» требует и налоговое законодательство. Чтобы отчитаться по налогам и сборам, подать заявление на вычет, участвовать на электронных торгах или оформить трудовые отношения с дистанционным сотрудником, необходима именно квалифицированная электронная подпись для юридических лиц. При этом ЭЦП для ИП в большей степени не обязанность, а право: отчитываться перед налоговиками и иными органами они могут на бумажных носителях. Но если частный предприниматель намерен участвовать в закупках, взаимодействовать с органами власти, совершать юридически значимые действия с использованием е-документов, ему тоже понадобится квалифицированная ЭП.

Отметим, что простая и неквалифицированные подписи тоже могут стать полноценной заменой собственноручной. Но это только в том случае, когда их использование предусмотрено нормативными актами или соглашениями между участниками документооборота.

Как получить электронную подпись

Юридическое или физическое лицо может купить ЭЦП в удостоверяющем центре. Сейчас их насчитывается свыше 400 по всей стране. Список аккредитованных организаций ведет и регулярно обновляет Министерство связи и коммуникаций. Какой именно центр выбрать, не принципиально, главное, чтобы у него была соответствующая аккредитация.

В организацию необходимо принести определенный пакет документов. В частности, от компаний ждут:

  • заявление;
  • удостоверение личности заявителя, доверенность, если лицо действует от имени заявителя;
  • копии учредительных документов;
  • справку о регистрации в ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Электронная подпись для ИП будет доступна после предъявления:

  • заявления;
  • удостоверения личности;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • справки из ЕГРИП.

Как правило, заявления можно подавать в удостоверяющие центры, не отходя от компьютера, путем заполнения специальных заявок. Определенного общего образца для всех заявителей нет, поэтому каждая организация разрабатывает такие формы самостоятельно. Пакет документов же придется предъявить лично, без этого ЭЦП и сертификат ключа проверки не выдадут.

Как пользоваться

Как создать электронную подпись, разобрались. Остается понять, как ею пользоваться. Сама ЭЦП и сертификат ключа проверки (если он предусмотрен) будут записаны на флешку или диск заявителя. Эти сведения переносятся на рабочий компьютер. При правильной инсталляции среди инструментов появится кнопка «Добавить цифровую подпись» или что-то подобное (в зависимости от формата документа и версии используемой программы надписи могут отличаться). Нажав на такую кнопку, вы получите корректно оформленный е-документ.

Задайте вопрос экспертам
Первые результаты кадровой реформы в науке и медицине

1 января.2018 года вступает в силу закон, который запрещает руководить государственными научно-образовательными учреждениями лицам старше 65 лет. В ближайшие три года аналогичная реформа запланирована и в медицинской сфере. Эксперты оценили плюсы и минусы принудительного омоложения управленческого состава в социальной сфере.

Актуально Законодательство Управление персоналом

17 Декабря 2017 в 11:28

Состоится ли административная амнистия водительского удостоверения

Лишение водительских прав — мера, применяемая далеко не в каждом случае. Как правило, лишенные водители совершили тяжкое правонарушение, спровоцировав аварийную ситуацию на дороге или же став участником реального ДТП. Применяется ли к таким нарушителям административная амнистия 2017, каких нарушений коснется и как результат смягчения наказания будет выглядеть в этом случае?

Кадровики советуют

08 Декабря 2017 в 11:43

Инспекторам ГИТ разрешили пользоваться документами СССР при проверках

Законодательство запрещает контролирующим органам использовать нормативную базу советского периода во время проверок бизнеса. В то же время в Министерстве труда напоминают, что пользоваться нормативными актами СССР и РСФСР, в той части, которая не противоречит ТК РФ, можно. Чтобы у инспекторов ГИТ было больше возможностей, а работодатели реже нарушали требования закона, власти отказались от запрета использовать советские нормы при проверках предпринимателей.

Актуально Законодательство

31 Октября 2017 в 12:39

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства: кто и по каким правилам проводит 

Ведомственный контроль осуществляется в отношении организаций, учредителями которых являются государственные органы или органы местного самоуправления. Они же утверждают правила проведения контрольно-надзорных мероприятий. Посмотрим законодательную базу на этот счет и разберемся, как должны проводиться проверки.  

Актуально Законодательство Госслужба

26 Октября 2017 в 12:31

Как подготовиться к плановой проверке трудовой инспекции. Поэтапная инструкция

Каждая организация может оказаться в плане проверок трудовой инспекции, или ГИТ. Увидев в списке название своей компании, многие специалисты хватаются за голову: что делать? Как готовиться к проверке, что можно успеть сделать за оставшийся короткий срок? Не нужно паниковать, даже за небольшое время «довести до ума» можно очень многое.

Законодательство Документооборот

21 Сентября 2017 в 10:50

Грамотно решаем профессиональные кадровые вопросы
На ваши вопросы отвечают опытные кадровики и юристы
Вы можете задать
вопрос бесплатно
Есть вопрос? Задайте его прямо сейчас.
Ответ гарантируем!

ОШИБКА В ТЕКСТЕ

Коротко опишите суть
ошибки (например: опечатка)
и нажмите "Отправить"

Сообщение отправлено. Спасибо!

ОТМЕНА