Как составить и куда подавать заявление на получение электронной подписи
Дистанционный документооборот постепенно проникает во все сферы жизни. На сегодняшний день без электронной подписи просто не обойтись, да и чаще всего ее использование просто удобно. Разберем, как, куда и в каких случаях составляют заявление на получение ЭП.
Кто и в каких случаях составляет заявление на получение электронной подписи
ЭП позволяет подписывать юридически значимые документы удаленно.
Вот несколько жизненных ситуаций, в которых ЭП физического лица станет необходима:
- получение госуслуг;
- документооборот с работодателем при удаленке;
- запись ребенка в школу;
- подача документов на зачисление в вуз;
- заключение договоров различного характера (например, купли-продажи автомобиля или квартиры);
- подача заявки на налоговый вычет;
- отправка налоговой декларации;
- компенсация убытков ДТП по ОСАГО;
- получение ИНН;
- заключение договора на услуги связи;
- получение патента;
- регистрация ИП или ООО;
- получение кредита (займа);
- обращение в суд;
- регистрация брака и многое др.
Как мы видим, ЭП (устаревшее название — ЭЦП) проникает во многие сферы жизнедеятельности, является полезным ресурсом, с помощью которого процесс получения той или иной услуги комфортен и уже не такой громоздкий, как ранее.
Может быть полезно:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что нужно знать об электронной подписи. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как и куда подавать заявление на получение электронной подписи
ЭП получают несколькими способами, в таблице рассмотрим их:
Куда подавать | Как подавать |
---|---|
На Госуслуги | Через приложение «Госключ» |
Удостоверяющий центр (УЦ) ФНС | Через официальный сайт или личный кабинет (или приложение) ФНС либо лично в отделении ФНС |
Удостоверяющий центр (УЦ) | Через сайт или личный кабинет (или приложение) УЦ |
Для того чтобы понимать, куда обратиться за ЭП, необходимо ориентироваться на свою жизненную ситуацию (например, для покупки машины требуют ЭП, сформированную на Госуслугах через приложение «Госключ»).
Как составить заявление на получение электронной подписи
Чаще всего заявление подают по предложенной форме того интернет-ресурса, с помощью которого его формируют .
В качестве примера рассмотрим получение ЭП через приложение «Госключ»:
Шаг 1. Скачиваем приложение «Госключ».
Шаг 2. Регистрируемся, производим ознакомление с правилами сервиса, принимаем их условия.
Шаг 3. Подтверждаем личность (загранпаспортом нового образца и телефоном или биометрией, или посещением МФЦ, банка с паспортом).
Шаг 4. Оформляем ЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись — УКЭП) на основе подсказок форм заполнения, по результатам которого приложение формирует заявление автоматически на основании введенных данных.
Шаг 5. Подписываем документы.
Заявление Госключ формирует в процессе заполнения автоматически. Отмечу, что УКЭП необходима в некоторых императивно прописанных в законе случаях (такие, как сделки с недвижимостью или договор с интернет-провайдером), иногда достаточно простой ЭП (код на телефон и его подтверждение) (например, для заключения договоров с агентством недвижимости). В последнем случае выпуск простой ЭП не нужен, подтверждением подписания считают отправку на телефон ссылки на документ и кода, введение которого подтверждает подписание документа.
Некоторое время назад я занимала должность в государственной гражданской службе, и для исполнения своих должностных обязанностей мне было очень важно иметь ЭП. Такую подпись получают через Федеральное казначейство.
Расскажу, как получала ее я:
Шаг 1. Проверяем все необходимые настройки, получаем средство электронной подписи (КриптоПро соответствующей версии), тем самым подготавливаем рабочее место для работы с ЭП.
Шаг 2. Составляем заявление через портал заявителя, прикладываем все необходимые документы, в том числе приказ о назначении на должность.
Шаг 3. Ждем результат рассмотрения заявления, выраженный в сообщении об отказе или приглашении в МФЦ для подтверждения личности и передачи оригиналов заявления и надлежаще заверенной копии приказа о назначении на должность.
Шаг 4. Получаем на электронную почту ссылку на сертификат ЭП.
Шаг 5. Устанавливаем сертификат на рабочее место и подписываем документы.
Вот пример заполненной формы:
Специальных форм заявления на получение электронной подписи для физических лиц не утверждено. Его заполнение зависит от требований того УЦ, в который вы подаете это заявление. В любом случае оно может выглядеть так:
Заявление физического лица на изготовление квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи Клубтэкаев Карл Константинович просит сформировать ключи электронной подписи и изготовить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в соответствии со следующими данными: Адрес регистрации: 123456, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 1 ИНН: 1234567890123 СНИЛС: 123-456-789-12 Дата рождения: 01.02.1989 Паспорт: 1234 567890, выдан УФМС России по Новосибирской области в городе Бердске 01.02.2009 Клубтэкаев /Клубтэкаев К.К. |
В заявление, как правило, включают согласие на обработку персональных данных, отметку об ознакомлении с регламентом УЦ или иными документами, регулирующими порядок выдачи ключа электронной подписи.