Как составить характеристику на хорошего ученика
Характеристику на учеников запрашивают администрация учебного заведения, сторонние организации и госорганы. Расскажу, как ее составить и какие качества учащегося указать.
Общие правила составления характеристики на ученика
Вот несколько советов по составлению характеристики на ученика:
- Структурированность. Начните с четкой структуры. Включите разделы, такие, как общая информация, учебные достижения, личные качества, взаимоотношения и заключение.
- Объективность. Будьте объективны в оценках. Избегайте чрезмерной лести и негативных оценок, старайтесь предоставить сбалансированное мнение.
- Конкретные примеры. Приводите конкретные примеры для иллюстрации оценок. Например, вместо «ученик хороший» напишите: «Ученик активно участвует в обсуждении на уроках и проявляет инициативу в проектной работе».
- Тональность. Используйте нейтральный и деловой язык. Избегайте эмоциональных выражений и неформального стиля.
- Адаптация под цель. Учитывайте, для чего создается документ. Например, если это для поступления в вуз, то акцентируйте внимание на учебных достижениях и лидерских качествах.
- Форматирование. Обратите внимание на оформление текста. Правильное форматирование, шрифты и отступы сделают документ более читабельным.
Как составить и оформить характеристику на отличника
Составление характеристики на отличника требует особого внимания к деталям, поскольку она должна подчеркивать достижения и особенности учащегося, которые делают его выдающимся. Я собрала примерную структуру документа:
1. Заголовок.
Составьте заголовок в соответствии с официальным форматом. Например: характеристика на ученика (ФИО).
2. Общая информация.
Включите базовую информацию об учащемся:
- ФИО;
- дата рождения;
- класс и учебное заведение.
3. Учебная деятельность.
Опишите достижения учащегося в учебной деятельности:
- успехи в обучении: «Клубтэкаев Карл является отличником, учится на высокие баллы (от 4,8 и выше) по всем предметам. Особенно проявляет себя в таких предметах, как математика, физика и русский язык»;
- участие в конкурсах: «Участвовал в региональных олимпиадах по математике и физике, занял призовые места. Также активно принимает участие в научных конкурсах и выставках»;
- отношение к учебе: «Карл проявляет высокий уровень ответственности к выполнению домашних заданий, активно участвует в обсуждениях на уроках и задает серьезные вопросы».
4. Внеучебная деятельность.
Уделите внимание деятельности вне класса:
- участие в кружках и секциях: «Карл занимается в кружке “Юный физик”, где демонстрирует отличные навыки в научных экспериментах. Является капитаном школьной команды по дебатам»;
- социальные проекты: «В рамках школьных проектов участвует в волонтерских акциях, помогает организовывать мероприятия для младших классов»;
- лидерские качества: «Проявляет лидерские качества, способен организовать команду для выполнения задач, активно помогает одноклассникам».
5. Личностные качества.
Отметьте личные качества, которые выделяют ученика:
- положительные черты: «Ответственный, уверенный в себе, с высоким уровнем самоорганизации. Обладает чувством справедливости и уважает мнения других людей»;
- умение общаться: «Коммуникабельный, способен работать в команде, уважает одноклассников и учителей»;
- стремление к развитию: «Всегда стремится к новым знаниям и навыкам, активно изучает дополнительные материалы и литературу».
6. Заключение.
Выделите общую характеристику ученика и возможные рекомендации. Например:
«Клубтэкаева Карла можно рекомендовать для участия в специализированных учебных программах и конкурсах, так как он проявляет выдающиеся способности в учебе и активную жизненную позицию. Уверены, что его высокие достижения помогут ему добиться успеха в дальнейшем обучении».
7. Подпись.
Закончите документ подписью учителя и печатью школы, если требуется.
Рекомендую придерживаться правил форматирования:
- используйте стандартный шрифт (например, Times New Roman, размер 12);
- между абзацами оставляйте один интервал;
- выровняйте текст по левому краю или по ширине;
- заголовки допустимо выделять жирным шрифтом для удобства восприятия.
Как составить характеристику на хорошиста
Структура выглядит аналогично характеристике отличника. Важно сделать акцент на хорошей успеваемости — указать средний балл и успехи по предметам. Отметьте личностные качества:
- ответственность;
- трудолюбие;
- инициативность;
- организованность и пр.
Подкрепите достижения примерами. Завершите документ рекомендацией в зависимости от целей запроса характеристики.
Вот шаблон, который подойдет для отличника и хорошиста:
Характеристика на ученика [ФИО ученика] [дата рождения] [номер класса] [название школы] [ФИО ученика] является хорошистом/отличником и демонстрирует высокие результаты в обучении. Его/ее средний балл составляет [средний балл]. [Укажите предметы, в которых ученик особенно преуспел, например: «Согласно итоговым оценкам, ученик имеет 5 по математике, 4 по русскому языку и 5 по биологии».] [Упомяните участие в олимпиадах, конкурсах или других учебных мероприятиях и достижениях.] [Укажите на позитивные черты, такие, как: ответственность, трудолюбие, инициативность, организованность.] [Приведите конкретные примеры, например: «Ученик проявляет активность на занятиях, всегда выполняет домашние задания и часто задает вопросы по материалу».] [Также упомяните о его/ее умении работать в команде и защите своих мнений.] [Опишите, как ученик общается с одноклассниками и учителями. Например: «Ученик поддерживает хорошие отношения с окружающими, дружелюбен и отзывчив».] [Упомяните о его умении работать в коллективе и положительных отзывах со стороны преподавателей.] [Укажите, в каких кружках, секциях или спортивных мероприятиях участвует ученик. Например: «Ученик активно участвует в театральном кружке и спортивной секции по футболу».] [Подчеркните его достижения вне учебного процесса.] [Сделайте краткий итог. Например: «Таким образом, (ФИО ученика) является целеустремленным и ответственным учеником».] [Упомяните о его перспективах и готовности к дальнейшему обучению.] Подпись: ____________ Дата: [дата составления] |
Заполненный пример:

Часто задаваемые вопросы по теме
-
Какие правила соблюдать при составлении характеристики на ученика?
Объективность — основное требование к документу.
-
По какой форме составлять документ?
Его составляют в свободной форме, поскольку единого образца нет.
-
Как правильно охарактеризовать отличника?
Необходимо подчеркнуть особые отличительные качества ученика: средний балл, участие в олимпиадах, эрудированность.
-
Как правильно охарактеризовать хорошиста?
Укажите средний балл ученика, участие в олимпиадах и конкурсах, цели и стремления, отношение к учебе.
Рекомендуемые материалы по теме
- Как составить характеристику с места работы на продавца
- Для чего нужна характеристика с места работы
- Как составить характеристику на мужа от жены
- Как составить характеристику для наградного листа
- Как составить характеристику для военкомата
- Как описать деловые качества работника для характеристики
- Как составить характеристику для награждения руководителя
- Как составить характеристику на оператора лесопильного станка
- Характеристика на студента: правила составления