Как вести воинский учет индивидуальному предпринимателю
В связи с принятием нового порядка призыва на военную службу изменились и обязанности работодателей по взаимодействию с военкоматом. И руководитель не всегда в состоянии разобраться, какие сведения он обязан сообщать в военкомат, и обязан ли вообще. На кого распространяются новые требования? Разбираемся, обязаны ли ИП вести воинский учет сотрудников, работающих у них.
НПА, регулирующие порядок ведения воинского учета
С конца 2022 года на специализированных сайтах с вакансиями все чаще стали искать специалистов, разбирающихся в порядках взаимодействия с военными комиссариатами. Причины интереса к этой должности со стороны работодателей вполне понятны: соблюдение этого законодательства редко становилось предметом проверки, поэтому не везде эта работа осуществлялась качественно. Да и некоторые руководители только в 2022 году, с началом частичной мобилизации, узнали об обязанности сообщать какие-либо сведения в военкомат о приеме на работу. Особенно много вопросов у небольших компаний: нужен или нет воинский учет в ИП или микропредприятии.
Итак, по вопросам взаимодействия с военными комиссариатами работодатель руководствуется:
- подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ;
- подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ;
- ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ;
- положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719;
- Методическими рекомендациями, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие документы подтверждают постановку на воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.
Обязаны ли ИП вести воинский учет работников
Законодательством РФ эта обязанность возлагается на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и на их должностных лиц.
Акцентируем еще раз: в законе № 61-ФЗ «Об обороне» прямо так и говорится:
Статья 8. Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны
1. Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации:
(....)
6) осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Если организация небольшая, то целесообразно возложить эти обязанности на кого-то из офисных работников (на практике, обычно на кадровика или бухгалтера). Но если в должностных инструкциях сотрудника не предусмотрено ведение воинского учета, то, соответственно, и требовать от него выполнения таких трудовых функций работодатель не вправе (оптимальный вариант — договориться с работником о том, что он согласен выполнять эти обязанности за доплату и закрепить это соглашением к трудовому договору в рамках ст. 60.2 ТК РФ).
А что касается того, как вести воинский учет ИП, то предприниматель может вздохнуть свободно: на него эта обязанность законом не возложена. Потому что ИП не является организацией. Контролирующие органы не вправе привлекать ИП к административной ответственности по тем статьям КоАП РФ, которыми установлены санкции для должностных лиц организаций за нарушения в области воинского учета.
Судебная практика
Ответ на вопрос, должен ли ИП вести воинский учет работников, нашел президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (с 2014 года его полномочия переданы Верховному Суду РФ) в своем постановлении от 28.04.2009 № 13798/08.
Индивидуального предпринимателя оштрафовали за непредоставление в военный комиссариат сведений о заключении трудового договора с военнообязанным лицом. Предприниматель оспорил это постановление, пройдя несколько судебных инстанций. И суды отменили штраф, указав, что обязанность предоставления сведений о гражданах, принятых на работу, возложена на организации и их должностных лиц, а предприниматели таковыми не являются.
