Как ввести дополнительные обязанности в должностную инструкцию
Как дополнить должностную инструкцию новыми обязанностями: если не меняется трудовая функция, то подготовьте новый проект, издайте распоряжение об утверждении, ознакомьте с ним работников. Если функционал изменится (или когда этот документ оформлен как приложение к трудовому договору), то потребуется дополнительное соглашение.
Можно ли вносить дополнительные обязанности в должностную инструкцию
Должностная инструкция (ДИ) — это документ, в котором прописывают квалификационные требования, права и обязанности работника. На практике работодатели ее вправе издать в одном из двух вариантов:
- как самостоятельный локальный нормативный акт;
- как приложение к трудовому договору.
Наниматель вправе требовать от работника выполнять только задачи, указанные в ДИ. Но в процессе деятельности работодателю приходится время от времени заниматься введением новых обязанностей и корректировать этот документ. В ТК РФ указано, может ли работодатель вписать дополнительные функциональные обязанности в ДИ — да, он вправе это делать по необходимости. Жестких требований, как осуществлять введение дополнительных задач, в законе нет. Работодатель вправе на свое усмотрение определять процедуру (письмо Роструда № 4412-6 от 31.10.2007).
Если ДИ оформлена как локальный нормативный акт (и трудовая функция не изменится), то при введении дополнительных должностных обязанностей работодатель самостоятельно вносит корректировки с учетом мнения профсоюзов (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). И согласовывать с сотрудниками введение новшеств не понадобится.
Например, это касается следующих случаев:
- внесение правок в соответствии с профессиональными стандартами или Единым квалификационным справочником должностей (ЕКС);
- изменение законодательства;
- введение новых задач или отмена некоторых ненужных функций;
- перераспределение дополнительных задач между работниками и др.
Если ДИ оформлена как приложение к трудовому контракту, то издать документ о введении дополнительных обязанностей в должностную инструкцию работодатель вправе только по договоренности с работником. Если меняется трудовая функция или условия контракта, то у работника требуется взять письменное согласие на введение новых задач (ч. 1 ст. 72 ТК РФ). Согласие не потребуется только в ряде исключений: аварийных ситуаций на производстве, катастроф, пожара, наводнения, эпидемий, организационно-технологических преобразований и т. д. (ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ, ч. 1 ст. 74). В этом случае перевод на другую работу и введение дополнительных задач работодатель вправе произвести на срок до 1 месяца.
Как внести новые обязанности в должностную инструкцию
Порядок внесения изменений в связи с увеличением должностных обязанностей зависит от способа оформления документа и вида вносимых поправок. До редактирования необходимо определить:
- как оформлена ДИ — в качестве приложения к контракту или в виде отдельного документа;
- касаются ли поправки условий договора;
- есть ли острая необходимость технологических преобразований.
Первый вариант: если должностная инструкция является отдельным ЛНА, и трудовая функция остается прежней.
Шаг 1. Когда поправок, касающихся введения дополнительных функций, много, разработайте новый проект документа. Если мало — дополнение к должностной инструкции. Документ распечатывают в двух экземплярах: первый для компании, второй для работника.

Шаг 2. Издайте распоряжение об утверждении отредактированного документа.

Шаг 3. Ознакомьте с ним работника.
Второй вариант: если инструкция оформлена как приложение к трудовому контракту
Тогда одного только распоряжения недостаточно. В этом случае даже небольшие исправления придется согласовывать с подчиненными.
Вот порядок введения дополнительных обязанностей в приложение к контракту с трудящимся:
Шаг 1. Сначала издайте допсоглашение, в котором указаны нюансы введения дополнительных задач (в двух экземплярах).

Шаг 2. Руководитель заверяет подписью, а затем дает ознакомиться под подпись подчиненному. Один экземпляр остается в компании, другой у сотрудника.
Шаг 3. Издайте приказ об утверждении изменений к ДИ.
Третий вариант: если меняется трудовая функция
Вот пошаговый алгоритм, как в должностной инструкции прописать дополнительные обязанности в этом случае:
- Обговорите с подчиненным все запланированные нюансы по введению дополнительных задач, получите согласие в письменном виде.
- Составьте допсоглашение. При изменении функционала оно потребуется и тогда, когда ДИ оформлена как ЛНА.
- Издайте приказ об изменении инструкции, в которой отражено введение нового функционала.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, нужно ли вносить изменения в должностную инструкцию работника, переведенного с пятидневной рабочей недели на неполную рабочую неделю (четыре дня по восемь часов в день). Используйте эти инструкции бесплатно.
Можно ли дополнить список обязанностей без согласия сотрудника
Если обязанности касаются изменения условий трудового договора, то без получения письменного согласия подчиненного дополнить их нельзя. Если так случилось, что оставить без изменения трудовой функционал не получается, то есть разные варианты.
Предложите ему перевод на иную должность (ст. 72.2 ТК РФ). Если этот вариант не подошел, то наниматель вправе расторгнуть с ним договор (п. 3, 4 ст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Есть возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ). Если человек не согласен работать, например, в режиме неполного рабочего дня, то расторгают контракт по п. 2 части 1 ст. 81 ТК РФ, предоставляя предусмотренные законом гарантии и компенсационные выплаты.