КЭДО: что такое и зачем это нужно
Многие из работающих россиян настолько привыкли к удаленке, что видятся с коллегами и руководством только на онлайн-совещаниях, а заявления на отпуск и больничные передают работодателям в электронном формате. Поэтому большинству объяснять, что такое КЭДО, не надо: мы каждый день с этим сталкиваемся. Но кадровым специалистам надо четко понимать, когда и для чего применяется эта система.
Суть системы КЭДО
С ноября 2021 года вступило в силу большинство норм Федерального закона от 22.11.2021 № 377-ФЗ, описывающего КЭДО в ТК РФ, в том числе его суть, правила перехода, требования к документам и правилам электронного документооборота.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как перейти и применять электронный документооборот. Используйте эти инструкции бесплатно.
Идея заключается в том, чтобы разрешить работодателям вести большую часть документации, связанную с трудовой деятельностью сотрудников, в электронном виде без дублирования на бумажных носителях. Это позволит сэкономить деньги на печать и бумагу, ускорит процесс проверки и подписания документов, считают власти. Есть и иные преимущества.

Законодатель решил, что подобная информационная система нуждается в особой защите, потому предусмотрел возможность внедрить КЭДО только в двух вариантах:
- путем подключения к общегосударственной системе на портале «Работа в России»;
- через создание собственной информационной базы данных, где каждый участник КЭДО зарегистрирован и идентифицирован, имеет собственную электронную подпись, уполномочен на определенные действия.
На что не распространили ЭДО в кадровой сфере
В ТК РФ заявлено, что почти все документы, которые заводятся на бумаге при поступлении на работу нового сотрудника или оформляются в процессе его трудовой деятельности, разрешено формировать в цифровом виде. Исключений пока немного:
- трудовые книжки сотрудников и их электронные аналоги (сведения о трудовой деятельности);
- акты о произошедших несчастных случаях;
- приказы об увольнении;
- документы, подтверждающие обучение и прохождение инструктажей по охране труда.
Обращаем внимание, что личное дело в КЭДО на сотрудника допустимо вести на основании электронных документов, принесенных (присланных по e-mail) самим работником.
Обязательно ли переходить на КЭДО
Многие руководители задумываются, стоит ли переводить кадровую документацию в онлайн-формат, какая платформа выгоднее – собственная или общегосударственная, кто сможет осуществлять вход в систему КЭДО (работники, трудоустроенные до начала 2022 года, вправе не соглашаться на такой способ взаимодействия), какие документы стоит перевести в цифровой формат сразу, а какие потом.
Учитывая, что переход на ЭДО в кадровой сфере добровольный, эти и другие вопросы стоит решать постепенно. К примеру, сначала попробовать бесплатный личный кабинет на портале «Работа в России», оценить преимущества и недостатки работы онлайн, поинтересоваться у работников, с какими сложностями они сталкиваются. И только потом уже принимать окончательное решение, в том числе оставаться на бесплатной платформе или приобретать услуги компаний, поставляющих управленческие ИТ-решения бизнесу.
Комментарий эксперта

Минтруд России подписал приказ № 578Н от 20.09.2022 об утверждении единых требований к составу и формату документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителей.
Приказ вступил в силу с 1 марта 2023 г. и определил, что в состав электронного кадрового документа должны входить:
- Основная часть кадрового документа в электронном виде в формате PDF/A-1A,
- электронные подписи основной части кадрового документа,
- приложения к основной части в виде текстовых, табличках, графических и структурированный данных (без электронной подписи),
- машиночитаемая доверенность лица, подписавшего документ от имени работодателя (если лицо действовало по доверенности),
- описание электронного документа в формате XML.
Если первые 4 пункта уже существовали, то 5ый пункт про описание электронного документа в формате XML, это и есть нововведение данного приказа.
Задача этого XML файла заключается в следующем:
- Описать состав кадрового документа.
- Определить тип кадрового документа.
Для определения типов кадровых документов приказом утверждено приложение с единым классификатором видом документов, связанных с работой.
Введение единого формата кадровых документов, очевидно, является подготовкой к организации единого архива кадровых документов, как можем предположить, на основе платформа «Работа в России» или Госуслуг.
Пока такая интеграция не является обязательной для работодателей, которые используют корпоративные информационные системы для КЭДО, такие как наша система EasyDocs. Однако, в будущем можно ожидать требования от законодателей ко всем работодателям об обязательной передаче всех электронных кадровых документов в единый архив. Тогда-то и понадобится единый формат кадровых документов.