Характеристика с места работы: зачем нужна и кто её пишет
Каждому специалисту хотя бы раз приходилось сталкиваться с таким документом, как характеристика с места работы. Она служит своеобразным «портретом» сотрудника, отражающим его профессиональные и личные качества. Но зачем вообще нужна эта бумага, и кто её составляет? Разберёмся вместе.
Куда требуется характеристика с места работы
Потребность в характеристике с места работы возникает в самых разных жизненных ситуациях.
Расскажу на своем примере, так как и мне она требовалась по жизни:
-
При устройстве на новую работу. Уходя из компании, я всегда просила письмо-рекомендацию, в котором описывались моя работа в компании и подход к выполнению должностных обязанностей. Характеристику не всегда требуют работодатели, но если ее показываешь на собеседовании, то нанимающий HR как-то по-другому смотрит и задает вопросы уже с учетом написанного в документе. Собеседование проходит гораздо легче. А требуется она будущему руководителю не для оформления, а для понимания и оценки профессиональных навыков и соответствия требованиям вакансии.
- Второй раз я получала характеристику для аттестации. В локальных актах нашей компании процесс прохождения аттестации включал описание профессиональных качеств подчиненного непосредственным руководителем, а после прохождения всех этапов проверки знаний это описание подшивалось в дело вместе с результатами аттестации.
- В третьем случае документ понадобился не мне, а коллеге для предоставления в суде. Он стал участником в судебном процессе, и для доказательства определенной ситуации требовался документ о его благонадежности и ответственности. Еще такой документ нужен в случае участия в судебных процессах, связанных с выполнением трудовых обязанностей в роли доказательства.
- Переход на другую должность внутри компании. В таком случае непосредственный руководитель пишет генеральному директору служебную записку и прикладывает письмо-рекомендацию для продвижения сотрудника по служебной лестнице. В моем случае составлял директор по персоналу, когда я претендовала на должность руководителя отдела кадрового делопроизводства.
По этой теме:
Как правильно написать характеристику на сотрудника
Правильно составленная характеристика представляет собой документ-рекомендацию, в котором указываются профессиональные и личностные качества. В основном в нем описываются достижения, заслуги, насколько ответственно сотрудник относится к работе и выполнению должностных обязанностей.
Примерная структура выглядит так:
- Шапка документа. Указывается полное наименование организации, выдавшей рекомендацию и контактные данные.
- Основные сведения о сотруднике. Включают фамилию, имя и отчество сотрудника, дату рождения, должность, которую он занимал или занимает в компании, стаж работы в организации.
- Описание профессиональных достижений. Описываются ключевые задачи, которые выполнял сотрудник, достигнутые результаты, проекты, в которых участвовал.
- Оценка личных качеств. Подчеркиваются такие черты характера, как ответственность, дисциплинированность, умение работать в команде, стрессоустойчивость.
- Заключение. В конце документа выражается общее мнение о сотруднике и его пригодности для выполнения определённых функций.
Предлагаю шаблон:
(наименование организации)
ХАРАКТЕРИСТИКА г. ___________________ «__» ___________ 20___ г.
______________________________________ (ФИО работника) работает ___________ ___________________ (должность работника) в ООО «________________» с «___» ______________ 20___ года в соответствии с приказом № _____. Образование: __________________ За этот период он зарекомендовал себя как ответственный и квалифицированный специалист. _____________________ (ФИО работника) всегда выполняет свои обязанности вовремя и качественно. За время своей трудовой деятельности ____________________ (ФИО работника) всегда добросовестно относился к исполнению своих трудовых обязанностей, выполнял все требования руководства. Энергичен, стрессоустойчив, ответственен. В трудовом коллективе со всеми имеет ровные отношения, коллеги его уважают, ценят опыт и профессионализм. За время работы со стороны руководства нареканий и замечаний не имел, зарекомендовал себя как добросовестный работник. К дисциплинарной ответственности не привлекался.
Документ выдан по месту требования Должность руководителя ______________________ ФИО руководителя |
И пример составления:

Кто подписывает характеристику с места работы
Бумагу подписывает непосредственный руководитель сотрудника либо лицо, уполномоченное представлять организацию. В некоторых случаях подпись ставит специалист отдела кадров или юрист компании.
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Обязана ли организация выдавать характеристику по запросу сотрудника?
В Трудовом кодексе прямо не указано, что на работодателя возложена обязанность выдавать такой документ, но суды признают, что он является документом, связанным с работой, и его следует выдавать по запросу работника в течение 3 дней (ст. 62 ТК РФ). Судьи обращают внимание на то, что сотрудник, получая характеристику от бывшего работодателя, реализует свое право на свободу трудиться и выбора профессии. Отказ в выдаче такого документа как бы эту свободу сотрудника ограничивает (ст. 37 и 55 Конституции РФ).
-
Сколько времени занимает подготовка характеристики?
Время подготовки характеристики зависит от многих факторов, включая загруженность отдела кадров и сложность самой характеристики. Обычно процесс занимает от одного до трех рабочих дней.
-
Может ли характеристика быть написана в свободной форме?
Хотя строгих требований к составу документа нет, она должна соответствовать общим правилам делопроизводства и содержать всю необходимую информацию. Лучше придерживаться стандартной структуры, чтобы избежать недоразумений.
Рекомендуемые материалы по теме
- Как написать отрицательную характеристику на работника
- Характеристика с места работы на водителя
- Как составить служебную характеристику на сотрудника ФСИН
- Как составить характеристику с места работы на продавца
- Нужно ли ставить печать на характеристике
- Как описать деловые качества работника для характеристики
- Для чего нужна характеристика с места работы
- Образец характеристики с места жительства
- Как составить характеристику для опеки с места работы