Комиссия по урегулированию конфликтов интересов
В современных условиях, когда коррупция и злоупотребление властью представляют серьезную угрозу для развития страны, необходимо создание такого органа, который бы контролировал возможные конфликты интересов у государственных служащих и общественных деятелей. Порядок деятельности комиссии закреплен законом.
НПА, регулирующие работу комиссии по конфликтам интересов
Комиссия по конфликтам интересов — это орган, созданный для предотвращения и разрешения конфликтов интересов в государственной сфере. Ее деятельность регулируется рядом нормативных актов, которые определяют ее компетенцию, процедуры работы и ответственность.
В законодательстве РФ основной нормативный акт, регулирующий ее работу, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В нем содержится положение о создании этого органа, его составе, порядке назначения и освобождения от должности его членов.
Другим важным нормативным актом является постановление Правительства РФ от 17.04.2012 № 313 «Об утверждении Положения о Комиссии по конфликтам интересов». В этом положении содержатся подробные правила работы, процедуры рассмотрения жалоб и предоставления информации, а также правила поведения членов.
Кроме того, в некоторых субъектах Российской Федерации в том числе действуют нормативные акты, регулирующие работу местных комиссий.
Вам будет полезно узнать:
В каких случаях созывается комиссия по урегулированию конфликта интересов
Она созывается в тех случаях, где требуется урегулирование конфликта интересов. В основе конфликта лежит противоречие между личностными интересами или желаниями человека и его профессиональными или должностными обязанностями — иными словами, когда личная заинтересованность человека влияет на принятие им решений на работе или и вовсе им противоречит.
В первую очередь орган созывается, когда возникает подозрение о возможном конфликте интересов у должностного лица. Это происходит при наличии информации о противоречии между взглядами должностного лица, его родственников или связанных с ним лиц и целями организации, в которой оно работает, при несоблюдении правил служебного поведения.
Также орган созывают при возникновении сомнений в целесообразности определенной деятельности должностного лица при выявлении недостоверных сведений в отношении госслужащего. Задачей комиссии в этом случае будут выявление наличия такого конфликта и разработка рекомендаций по его урегулированию.
Кроме того, ее созывают и по запросу самого должностного лица, которое считает, что его действия или решения могут быть восприняты как конфликт интересов. В данном случае комиссия осуществляет анализ ситуации и выносит рекомендации по ее урегулированию.
Таким образом, заседание органа созывается в случаях подозрения, сомнения или прямого запроса о возможном наличии конфликта интересов с целью его выявления и урегулирования.
Состав комиссии по урегулированию конфликта интересов
Состав является ключевым аспектом деятельности. В состав включают:
- заместителя руководителя госоргана, руководителя кадровой службы;
- руководителя юридического отдела;
- представителя управления президента или правительства по вопросам госслужбы;
- представителя научных или образовательных организаций, деятельность которого связана с госслужбой.
По решению председателя в состав включают представителя общественного совета, общественной организации ветеранов, профсоюза. В состав включаются представители государственных органов, эксперты, представители общественности и др. Важно, чтобы члены не имели интересов, которые повлияют на объективность принятых решений.
Когда я работала в Минтруде, в состав включали:
- заместителя руководителя отделения регионального Минтруда;
- директора управления делами;
- начальника отдела профилактики коррупционных преступлений;
- директора по развитию социального страхования региона;
- заместителя директора по делам инвалидов;
- руководителя юридического отдела;
- руководителя отдела кадров;
- начальника отдела труда Департамента социального развития Правительства РФ;
- члена Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты;
- генерального директора ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда».
В Центральном банке будет состав обширный, в него включают 13 человек:

Порядок формирования комиссии по урегулированию конфликта интересов
Для эффективной работы необходимо строгое соблюдение порядка формирования. Порядок утверждается нормативным актом госоргана.
В нормативном акте указывают:
- Состав органа. Указывают наименования госорганов и общественных организаций, из числа которых избирают членов.
- Процедуру назначения членов комиссии. Обычно членов выбирают на основе открытого конкурса. Назначение должно быть справедливым и прозрачным, исключая возможность давления и коррупционных схем.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Используйте эти инструкции бесплатно.
Компетенция комиссии по урегулированию конфликта интересов
Компетенция комиссии заключается в анализе и оценке сведений о должностных лицах госорганов. Комиссия вправе:
- признать сведения, представленные госслужащим, достоверными или недостоверными;
- установить, что работник соблюдал или не соблюдал служебный этикет;
- разрешить или запретить работнику заключение гражданско-правовых договоров или участие в коммерческих и некоммерческих организациях;
- признать причину непредоставления сведений о доходах родственников уважительной или неуважительной;
- признать сведения о доходах достоверными или недостоверными;
- передавать сведения о нарушениях, совершенных госслужащим, для рассмотрения дела о применении дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Был ли у вас опыт взаимодействия с комиссией? В моей практике ни разу не собирали такие заседания.