KPI без денег: как повысить производительность и организовать оценку персонала
KPI без денег — такой вид показателей практически нигде не рассматривается. Все материалы как бы само собой подразумевают, что основные показатели KPI являются частью системы денежного вознаграждения сотрудников. А ведь они эффективно работают и без привязки к денежному вознаграждению.
KPI — это не про деньги
Давайте посмотрим, какую смысловую нагрузку несет термин KPI. Это означает «ключевые показатели эффективности (деятельности)». Ни слова не сказано про материальное стимулирование. Вот если мы говорим о «системе денежной мотивации сотрудников на основе KPI», то да, это про деньги. Но просто KPI — это про определение и измерение наиболее ключевых показателей деятельности отдельно взятого сотрудника, подразделения, компании в целом.
Но в бизнес-среде виды KPI-показателей воспринимаются именно как система денежной мотивации. Когда мы слышим от партнеров, что они внедряют KPI, то понимаем, что они меняют систему денежных выплат. Из-за таких штампов возникает зашоренность в восприятии этого показателя.
Эффект KPI без привязки к деньгам
Что самое интересное, система показателей KPI работает и без привязки к денежной мотивации, причем достаточно эффективно. Как она работает и какой дает эффект? Рассмотрим KPI-показатели эффективности, примеры из практики.
Повышение производительности труда за счет внедрения соревновательного эффекта
Люди по природе любят быть первыми. Никто не хочет быть в списках самых худших. Поэтому просто начав измерять ключевой показатель и вывесив результаты на обозрение всем сотрудникам, вы запустите механизм улучшения этих результатов. Услышите комментарии, что это «детский сад», «это все ерунда», «меня это не интересует» и так далее. Но по факту обнаружите, что показатели всех, в том числе и тех, кого это не интересовало, волшебным образом начнут расти.
Вот простой пример из практики. Я работаю директором дистрибьюторской компании, выбрал среди всех торговых представителей максимальный показатель продаж за неделю. Он был достигнут одним из них 8 месяцев назад. Взял лист бумаги, сложил его домиком и написал на нем жирным маркером этот рекорд и фамилию торгового представителя. Поставил на самое видное место в офисе не говоря ни слова. Понятно, что через короткое время все уже знали, что это такое. Как вы думаете, рекорд долго продержался? Ровно через неделю мой листок был выброшен в мусорную корзину, а на его место другой торговый представитель водрузил лист со своей фамилией и новым рекордом. Который, впрочем, простоял всего две недели и был опять побит.
Внедрение непрерывной и наиболее правильной системы оценки персонала
Ведь какая цель преследуется при оценке персонала? Оценить, насколько результативно сотрудник выполняет свои ключевые функциональные обязанности. Тот функционал, ради которого, собственно, его и нанимали. А это не что иное, как правильно выбранные KPI. Я на 100 % убежден, что их должно быть строго не больше трех. Иногда это всего один показатель. Например, для менеджера по продажам — это продажи.
На практике же бывает так: по итогам аттестаций, тестирования, деловых игр, применения метода экспертных оценок и т. п. сотрудник выглядит как один из лучших. Получает повышение уровня грейда. А когда начинаешь мерить функционально ключевой показатель, то результаты настолько плачевны, что не грейд надо повышать, а срочно увольнять.
Как внедрить KPI без денег
Внедрить такую систему оценки персонала относительно просто. Нужно по каждой должности прописать ключевой функционал в рамках стратегии развития компании, создать своеобразную библиотеку KPI-показателей. Не более трех пунктов. Что самое главное, сотрудник должен делать свою работу для фирмы. После этого понять, какой показатель наиболее релевантно отражает этот функционал, и начать его измерять.
Для продавцов это может быть выручка в рублях, штуках. Для комплектовщика на складе — показатель качества сборки в процентах.
Сводные данные по всем должностям в динамике по месяцам и будут готовым отчетом по оценке персонала.
Система сбалансированных показателей KPI без привязки к деньгам имеет еще два плюса:
- Внедрение пройдет существенно менее болезненно, сопротивление персонала будет меньше.
- Это может быть первая ступень для перехода на денежную мотивацию по KPI. Вы без денег протестируете систему, исправите допущенные ошибки, получите опыт, сотрудники привыкнут. После чего привязать к KPI зарплату уже будет проще.
Это работает, когда внедрять?
Как мы разобрали, показатели KPI для персонала без денег не просто работают, а дают вполне осязаемый экономический эффект. Соревновательный эффект повышает производительность труда. А анализ KPI-показателей помогает руководству в принятии управленческих решений по увеличению результативности работы подчиненных.
Когда внедрять? Сегодня! Подходящего момента не будет никогда. Всегда будут конец квартала, начало года, все в отпусках, вакансии не закрыты и так до бесконечности. Внедряйте, тем более что по части нужных показателей данные уже есть, они уже измеряются. Надо просто начать использовать эту информацию с пользой для компании.